Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - стр. 3
А теперь о достоинствах и недостатках этого учебника. Они тесно переплетены. В учебнике – четкая и ясная история происхождения славян, создания Древнерусского государства, центром которого поначалу был Киев. Никаких «древних укров», разумеется, там нет. Однако основа подачи материала Платоновым – так называемая «норманнская теория», которая сегодня подвергается многими историками сомнению. Но тут, я думаю, современное историческое сообщество сможет найти единое решение. Эта проблема, на мой взгляд, хоть и безусловно важна, но не так «кровоточива».
Интересны акценты, которые расставляет автор учебника. О восстании тех, из кого потом, в советский период, будут лепить героев (Разин, Пугачев и др.), буквально пара абзацев. Зато о «ереси жидовствующих» (мало знакомом сегодняшнему гражданину России термине) куда больше. А церковному расколу патриарха Никона места отведено еще больше. И это правильно – восстание Разина лишь эпизод, а церковный раскол Русского мира на протяжении столетий шел по-живому. Мне вообще нравится подход Платонова в отношении тех, кто по злому умыслу или по скудоумию своему вредил России. Например, рассказывая о декабристах, Платонов пишет так: «Смертной казни было предано только пять главарей “союзов” (между прочими Пестель и Рылеев)». И всё. Забыли остальных, кто хотел начать гражданскую войну и убить всю семью государя. Нет их. Не помним и знать не хотим. Нет и большинства имен цареубийц, заливших кровью царя-освободителя петербургский снег 1 марта 1881 года. Это очень правильный подход. Зачем современному школьнику знать имя того, кто бросил под ноги царя бомбу? Убил Александра II, убил себя, покалечил и убил казаков конвоя и случайных прохожих. Да и с улиц наших городов их имена надо убирать…
Что же касается «ереси жидовствующих», то речь идет об «идеологической диверсии» далекого прошлого, когда в православную державу извне была занесена «модификация» христианства, больше похожая на иудаизм. Она была осуждена на церковном соборе 1504 года. И еретики были осуждены на казнь и сожжены. А ведь инквизиции в России никогда не было, но сожжение еретиков все же было. Хоть и единичным случаем…
Достаточно странно выглядит нагнетание страстей автором, когда он рассказывает о взятии Иваном Грозным Казани. Сегодня есть масса свидетельств и документов о том, что этнических татар в московском войске было больше, чем на стенах города. Это была типичная средневековая война. Между тем, Платонов об этом не говорит ни слова, отчего остается только недоумевать. А ведь во время первой русской смуты, то есть через совсем немного лет после присоединения Казанского царства к России, Казань не пыталась отложиться от Русского государства и иноземным захватчикам не присягала.