Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - стр. 28
Ярослав приобрел на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном киевском храме Св. Софии Премудрости Божией, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.
Он был и ее крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось между прочим наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева[14].
Киевское государство при Ярославе несомненно окрепло и процветало. Ярослав обладал большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки (§ 15). В Киеве он выстроил замечательный храм Св. Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. В Новгороде при нем начали строить также храм Св. Софии. Для своих построек Ярослав выписывал из Греции мастеров и строительные материалы и не щадил на это средств: Софийская церковь в Киеве была одним из самых богатых и прекрасных сооружений во всей Европе. Торговля Руси при Ярославе связывала Киев почти со всеми странами Европейского юга и запада. Ярослав посылал своих послов и купцов во все страны средней Европы. С дружественными правителями даже отдаленных государств киевский князь вступал в родственные связи[15]. Таким образом, Русь при Ярославе вошла в состав европейских государств, и город Киев получил значение одного из крупных европейских центров, которому принадлежало торговое посредство между европейскими рынками и востоком.
§ 17. Порядок княжеского владения после Ярослава Мудрого. Единовластие, восстановленное Ярославом Мудрым после многой смуты, окончательно исчезло на Руси с его кончиною (1054). При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей, объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский род. Так как князья русские, потомки Ярослава, находились в постоянной вражде и междоусобии, то и волости, управляемые ими, не хранили мира между собою и питали взаимное отчуждение. Последствием был общий упадок Киевской Руси. Только что победившая печенегов, Русь не могла собрать достаточно сил для борьбы с новым кочевым народом –