Дзен – вопросы и ответы - стр. 8
Как только вы почувствуете себя удобно и напряжение в спине пропадет, прекратите раскачиваться и выпрямите спину.
Выдохните воздух через нос один или два раза, после этого дышите естественно через нос. Дайте мыслям исчезнуть. Нет нужды противиться им, но не надо и благоприятствовать им. Пребывайте вне мыслей.
Завершая сидение, мы опять слегка раскачиваемся, массируем стопы ног, медленно встаем и прохаживаемся, практикуя кинхин.
Вопрос 6: Что такое кинхин?
Ответ: Это дополняющий способ в практике дзадзен, приходящий в действие сразу после того, как мы выходим из сидячего положения. Кинхин предназначен для того, чтобы успокоить дух и снять напряжение или переутомление в ногах, которые могут появиться во время сидения.
Сидя в дзадзен, мы находимся в движении без движения, тогда как при ходьбе кинхин мы практикуем дзадзен в движении. Дзюдо также является медитацией дзадзен в движении. Важно научиться дзадзену в движении. Мы реализуем кинхин при помощи медленных полушагов, проходя один круг в направлении часовой стрелки. Каждый полушаг сопровождается естественным дыханием, правая ладонь охватывает внешнюю сторону левой ладони и обе руки во время ходьбы расположены посередине груди.
Вопрос 7: Как возник дзадзен и чем отличается дзадзен от других форм практики?
Ответ: В течение многих тысячелетий индийские йоги практиковали сидячую медитацию в позе лотоса. Такая форма медитации не утомляет, в отличие от положения стоя, и уснуть сидя тяжелее, чем лежа.
Будда был первым, кто использовал в совершенстве эту форму сидения для достижения сатори (просветления). Йога – практика и понятие – обрела более глубокое и существенное значение благодаря открытию Будды.
Вопрос 8: Почему так важна непрерывность в практике?
Ответ: Если нет непрерывности, тогда нет и продолжительности. Внутренняя жизнь – как угольки. Если нет ветра, который способствует их разжиганию, они погаснут. Поэтому очень важно практиковать дзадзен каждый день, даже если иногда время занятия короче, чем обычно.
Вопрос 9: Что такое философия отступления?
Ответ: Это путь отступления человека от внешнего к внутреннему, к своему подлинному «Я». Затем человек возвращается, чтобы служить на благо обществу. Отступление – это возвращение в истинное «Я». Возвращение важно, так как вначале мы еще не обрели себя, и те поступки, которые мы совершаем, не являются по-настоящему благими и по отношению к нам самим, и по отношению к другим.
Поэтому так важно отступить назад в себя. Чтобы постигнуть истинный путь, нам необходимо взять паузу. Затем, после обретения себя, когда эго больше не управляет нами, мы возвращаемся обратно в общество, для того чтобы стать полезными для других.