Дзэн и искусство спасения планеты - стр. 8
Как мы можем принять этот неопровержимый факт и не впасть в отчаяние? Отчаяние подпитывается нашими представлениями о себе и мире. Когда мы начинаем пересматривать свои взгляды, менять способ мышления и восприятия, появляется возможность трансформировать различающий ум, лежащий в самой основе наших страданий.
Можно научиться видеть и переживать настоящий момент еще глубже. Прикасаясь к реальности в данный момент, мы прикасаемся и к прошлому, и к будущему, и к самой вечности. Мы – окружающая среда, мы – Земля, а Земля способна восстанавливать баланс даже тогда, когда уже исчезло множество видов.
Чтобы прикоснуться к вечности в настоящий момент, не обязательно практиковать долгие годы. Вы сможете почувствовать ее через долю секунды. Всего один вдох или один шаг по Земле, сделанный с осознанностью и сосредоточением, поможет вам преодолеть время. Глубоко соприкасаясь с настоящим моментом, вы обретаете вечность.
Корни дзэна
Санскритский термин для обозначения медитации – «дхьяна». Китайцы произносят это как «чань», вьетнамцы говорят «тхьен», а японцы – «дзэн». Китайский иероглиф 禪 буквально означает «практика размышлений». В моей традиции мы используем выражение «практика глубокого ви́дения».
Практиковать следует без спешки, осознанно и сосредоточенно, направляя внимание на то, что происходит, и применяя глубокий взгляд. С энергией внимательности и концентрации вы можете совершить прорыв и увидеть истинную природу явлений через облако, камень, другого человека, а также через ваш гнев или даже тело. Итак, практика дзэна, дхьяны, медитации заключается в том, чтобы полностью присутствовать и смотреть вглубь.
Буддизм во Вьетнаме начался с медитационной традиции. В начале III века на север Вьетнама прибыл один купец из Согдианы, что в Центральной Азии. Возможно, он путешествовал по так называемому Морскому шелковому пути. Какое-то время чужеземец торговал своим товаром и ждал сезона попутных ветров, чтобы вернуться в Индию. Но постепенно он полюбил Вьетнам, решил там поселиться и женился на вьетнамской девушке. У них родился сын, наполовину индиец, наполовину вьетнамец; впоследствии он стал первым учителем буддийской медитации во Вьетнаме и Китае. Его звали мастер Танг Хой.
Родители Танг Хоя умерли, когда мальчику было десять лет. Тогда он стал монахом в индийском буддийском храме на территории нынешнего Северного Вьетнама. В те годы индийские монахи основывали такие храмы в портах и местах оживленной торговли (они делали это специально для своих соотечественников, приезжающих во Вьетнам торговать). К III веку буддизм уже процветал, и Танг Хой, будучи молодым монахом, изучал санскрит и китайский язык. Он основал общину и учил во Вьетнаме, после чего отправился через границу на север, в царство У (ныне Китай), чтобы передавать практику буддийской медитации.