Размер шрифта
-
+

Двуявь - стр. 9

– Ну, я там писал о появлении «антиграва»…

Ректор, который раньше заведовал кафедрой на мехмате, при этих словах поморщился. Юра почувствовал, что краснеет, и поспешил добавить:

– Я, естественно, рассматривал не технический аспект, не научный. То есть научный, в каком-то смысле, но в несколько ином измерении…

– Не волнуйтесь, Самохин, – обронил ректор. – Формулируйте проще.

– В общем, «антиграв» не только перевернул экономику, но встряхнул социум. Дал людям новую цель, заставил поверить, что масштабное освоение космоса – это не абстракция, не утопия, а ближайшая перспектива. Само изобретение при этом состоялось почти случайно. Я общался с теми, кто в этом разбирается – с дедом хотя бы, он учёный и космолётчик. Читал разные мемуары. И везде так или иначе мелькает мысль, что технология была не просто прорывом – она, по оценкам, опередила науку на сотню лет, а то и на две…

– Продолжайте, – подбодрил комитетчик.

– Вот я и задумался на тему того, как всё повернулось бы, не будь у нас «антиграва». Пофантазировал, как меня и просили, без претензий на серьёзный анализ.

– И какой вы сделали вывод?

– Без «антиграва» стране пришлось бы труднее. Могли бы возникнуть… ну… определённые дисбалансы в сфере материального производства и во внешней политике…

– Ага, – сказал Фархутдинов. – Позвольте, я переведу на русский язык то, что вы пытаетесь столь обтекаемо сформулировать. Не будь того технического прорыва, СССР столкнулся бы с жесточайшим кризисом – и не факт, что сумел бы выстоять. Люди перестали бы верить в свою страну, несмотря на всесильное учение Маркса. Иначе говоря, Советский Союз спасла фантастическая случайность. Или, если угодно, чудо.

Юра пожал плечами – это, мол, ты сказал, а не я. Комитетчик удовлетворённо кивнул и повернулся к девушке:

– Вы, товарищ Меньшова, получив сходное задание от преподавателя, подошли к вопросу с другого бока…

– У меня и близко такого не было! – сказала она испуганно. – Я ничего не понимаю про «антиграв»! И про экономику тоже! У меня там – сказочные мотивы в творчестве советских писателей…

– Верно, верно, – Фархутдинов обаятельно улыбнулся. – Это я и имел в виду. Но вот любопытный момент – ваш преподаватель отметил, что мотивы, которые вы рассматриваете, правильнее будет назвать не сказочными, а эскапистскими.

– Ну… – девчонка растерялась. – Так можно что угодно за уши притянуть! Конечно, если Маргарита на щётке удирает из Москвы в лес, то это, с технической точки зрения, escape в натуральном виде. И с психологической тоже. Но я ведь не на идеологию упирала! Я просто…

Страница 9