Размер шрифта
-
+

Движущие силы и сущность Великой российской революции - стр. 8

Необходимый для цивилизованного общества фундамент отсутствовал во многих странах и у многих народов. Однако история России уникальна и отлична от истории других стран. По мнению ряда серьезных ученых, причиной противоречивости русской ментальности и раскола общества является тот факт, что русское общество и государство не развивалось естественным путем, а получали достижения различных цивилизаций (византийской, татаро-монгольской и западноевропейской) насильственным путем, когда общество еще не было готово принять и освоить достижения этих цивилизаций. Русское общество не вышло из догосударственного архаического состояния естественным путем самостоятельного роста и созревания, а было «затянуто» насильно в чужие цивилизации. Цивилизация была «надета» на российское общество, как «чужая рубашка» и долгое время оставалась лишь внешней, не задевая глубинные и сущностные характеристики российского общества и российского человека.

Проблема в том, что эволюция российского человека, огромной массы российского населения, если и имела место, то намного отставала от эволюции государства. Говоря об изъянах многовекового политического устройства Руси-России, его несовместимости с народным благосостоянием и гражданскими свободами – обычно забывают обратить внимание на состояние большинства населения страны. Возникновение и существование именно такой государственности имело свои причины и не всегда субъективные. О низком уровне развития населения на всех этапах российской истории не принято говорить. Всегда во всем обвиняется только власть, и мало кто задумывается о том, какие средства общество предоставляло власти. Но в конечном счете все определяли культурный, политический и этический уровень большинства населения страны и ментальность российского человека.

Разница между господствующим меньшинством и собственно народом, различие не столько в материальной обеспеченности, но и, прежде всего, различие в культурном уровне – было таким огромным, что Россию и русский народ можно рассматривать как «двойную звезду» или как «созвездие из двух звезд» различной природы. Этим и объясняется противоречивость (антиномичность, согласно терминологии известного русского философа Н.А. Бердяева) и загадочность России и «русской души». Географический факт «переходности» России (между Азией и Европой) определил дуализм ее культуры, что, в свою очередь, вело к повторяющемуся расколу нации. Существование двух различных типов русскости, двух разных вариантов национального характера – качества, накапливающиеся на протяжении всей истории и которые обуславливали неизбежность общенациональных катастроф.

Страница 8