Душевный лекарь. Об отношениях с ближними - стр. 2
Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923).
Нужно научиться, встретив человека, не рассматривать его только по отношению к себе самому, то есть: страшно ли мне от него, выгодно ли что, нравится ли мне человек, а посмотреть на него с совершенно открытым умом и сердцем, как на явление, которое перед вами стоит, которое никаким образом не отзывается на вашей жизни. Это совсем не легкая задача, потому что все люди, которые нам встречаются, так или иначе влияют на нашу жизнь. Знаете, очень легко, придя в зоологический сад, дивиться тому, как прекрасен тигр; но встреть вы его на улице – совершенно иное будет впечатление, и иное поведение с вашей стороны!..
Если мы хотим посмотреть на человека и увидеть его таким, каков он есть, надо подойти к нему с открытым сердцем, с открытым умом, с готовностью его принять, какой он есть, без страха за себя, без искания своей выгоды, а просто смотреть на него, как мы могли бы смотреть на потрясающее, изумительное произведение искусства; или как мы могли бы слушать музыку, воспринимая ее всем своим существом, не для того только, чтобы услышать какие-то ласкающие ухо звуки, а для того, чтобы за этими звуками уловить опыт того, кто писал эту музыку, уловить, может быть, душу композитора и понять нечто, чего мы раньше никак не могли понять.
Антоний, митрополит Сурожский (1914–2003).
Зачем любить людей?
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
(Ин. 13, 34).
Где любовь, там и Бог, там тишь да гладь, да Божья благодать.
Русская пословица.
Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему.
Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).
Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит: достоин Христос, Который Кровь Свою за него излиял.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783).
Любить – блаженство; ненавидеть – мука. Весь закон и пророки сосредотачиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 40).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
Мы должны поставлять Христа за первое основание любви к ближнему… Ибо кто любит за то, что его любят, тот – случись с ним неприятность – прервет любовь свою; а кто соединен тою любовию, никогда не оставит оной. Посему и Павел сказал: любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). Что ты скажешь мне в защиту свою: тебя обидел тот, который был почтен тобою? Или облагодетельствованный тобою хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то и сие самое располагает тебя к большей любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению оной. Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Посему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви – Христа… Смотри, как Он заботится и о тех, которые распяли Его, и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он о них Отцу: