Душевный лекарь. О борьбе со страстями - стр. 17
Преподобный Никита Стифат (XI век).
Путь добродетели для начинающих любить благочестие кажется жестоким и пристрашным не потому, чтоб он был сам по себе таков, но потому, что человеческое естество с самого исхода из чрева матернего привыкает жить пространно в удовольствиях; а для тех, которые успели пройти уже до средины его, он является весь благим и отрадным: ибо когда недобрые стремления наши бывают подавлены добрыми навыками, тогда вместе с сим исчезает и самая память о бессловесных удовольствиях; вследствие чего душа уже со всем удовольствием шествует по всем стезям добродетелей. Посему Господь, выводя нас на путь спасения, говорит, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 14); к тем же, кои со всем рвением желают приступить к хранению святых Его заповедей, говорит Он: иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).
Блаженный Диадох Фотикийский (V век).
Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления оной приписывая, то они бывают удобоносимы.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
И стыдно и непростительно грешно христианам – погибать духовной смертью при тех средствах ко спасению, какие Господь дал нам: при Таинствах покаяния и Причащения. И строго накажет нас Господь за нерадение.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
«У меня плохой характер»
Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына.
(Иез. 18, 20).
И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.
(Тит. 3, 3–5).
Должно терпеть свои недостатки точно так же, как терпим недостатки других, и снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах. Вместе с этим не должно предаваться нерадению: должно заботиться усердно о исправлении и усовершенствовании себя.
Преподобный Серафим Саровский († 1833).
Ты требуешь от себя совершенства? Это – глупая гордость. Вспомни, кто ты: ты – плод не очень здорового дерева. Могло ли дать тебе это дерево то, чего оно само не имело? Только благодать Божия может чудесно претворить тебя в человека обновленного, святого, при твоих собственных трудах самоуничижения, самопринуждения к добру.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются.