Душа и тело - стр. 24
2. Интеллект и воля
Для исполнения воли прежде всего совершенно необходимо знать: как достичь желаемого результата. Знать это может только лишь ум или интеллект. Под термином «ум» мы здесь подразумеваем такую идеальную противоположность материального мозга, которая способна осознанно решать некоторые задачи. Основное назначение ума заключается в том, чтобы разработать индивидуальную программу личности и тем самым обеспечить реальную свободу ее воли. Своего рода ближайшими «помощниками» ума в этом деле являются память и сознание.
Инстинкт – бессознательная реакция живого существа в соответствии с его генетическими кодами (материальная категория).
Ум – идеальная противоположность материального мозга, способная осознанно решать некоторые элементарные задачи.
Интеллект – высокоразвитый ум, способный обеспечить свободу воли (идеальная категория). Он способен не только познавать истину, но и создавать новые, творческие идеи. Интеллект является существенным атрибутом творца, без которого творец перестает быть творцом.
Личность, как фундаментальная суть человека, обладает волей. Ум или интеллект получает «задание» от воли, отбирает нужную информацию, перерабатывает ее и создает индивидуальную программу, способную обеспечить свободу воли. Такого рода умственную или интеллектуальную деятельность мы называем мышлением. Согласно этой индивидуальной программе, невесомое и незримое сознание человека руководит его весомым и зримым телом. Бренное тело человека претворяет на практике субъективную волю личности в объективную действительность. Такая свобода воли обеспечивает человеку полноценную жизнь.
Чем меньше сила ума, тем уже реальные возможности воли. Если ум отсутствует вовсе, то реальные возможности воли сужаются настолько, что живое существо практически не может отклониться от действующей программы. Свобода такой воли равна нулю. Есть все основания полагать, что к такой категории живых существ, обладающих примитивной «волей», но не обладающих почти никаким умом, прежде всего относятся бараны.
Несмотря на полное отсутствие ума, простейшие живые существа все-таки являются живыми, потому что у них есть воля, хотя эта воля либо попросту полностью совпадает с действующей программой, либо не может отклониться от нее из-за полного отсутствия ума. Неживое материальное тело отличается от них тем, что у него нет и не может быть абсолютно никакого элемента воли.
На более низкой ступени развития находятся такие живые существа, которые обладают элементарным умом, т. е. инстинктом. Свобода воли таких организмов не равна нулю, но очень мала. Чем больше сила ума, тем шире реальные возможности и свобода воли. Примером тому могут служить менее развитые и более развитые животные.