Душа человека - стр. 6
(Пс. 17, 26–27). Нравственность может определяться свободным нравственным союзом и законом между Богом и человеком, тогда она проявляется в любви, послушании, доброй совести, чистоте, вере к Создателю, и со стороны Бога при этом посылаются благословение, покров, мир. И наоборот, за великие нечестия люди лишаются своего величия, и Божие наказание тяготеет над ними.
Бессмертие
Как имеющая духовную природу, душа человека бессмертна. Душа имеет свою разумную, духовную жизнь, которую можно четко отличить от жизни тела. Поэтому душа, как существо духовное, при распадении тела не распадается вместе с ним, но остается бессмертной. Этим мы отличаемся от животных, у которых душа неотделима от тела: как часть материального существа, она сама как бы материальна и потому может существовать до тех пор, пока материя, с которой она связана, остается живой. Полную противоположность являют в этом смысле душам животных человеческие души. «Целый мир не равноценен душе человеческой, – говорит преподобный Иоанн Лествичник. – Мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною».
По словам святителя Григория Паламы, душа, созданная вместе с телом, находится в теле повсюду, а не в одном только определенном месте тела, как содержащая и превосходящая тело. Подобная мысль есть и у преподобного Иоанна Дамаскина: «Душа соединяется с телом вся со всем, а не часть с частью, и не содержится им, а его содержит, как огонь железо, и, пребывая в нем, производит свойственные ей действия». Так устроено для того, чтобы душа могла владеть телом. «Тело не сильнее души, – говорит священномученик Ириней Лионский, – так как душа вдохновляет, и оживляет, и возращает, и устрояет тело; душа обладает телом и властвует им. Тело подобно инструменту, а душа занимает место художников… Давая жизнь телу, сама душа не перестает жить».
То, что душа владычествует над телом, означает, что она совершенно отлична от него. «Несмотря на свою невидимость, – пишет святитель Григорий Нисский, – душа является существом, совершенно отличным от тела, действующим в нем и через него и посредством его органов наблюдающим и познающим. Этот мысленный процесс, совершающийся внутренне, свидетельствует о существовании в теле силы высшей, духовной». Это становится очевидным из того, что душа и тело в одно и то же время могут совершать противоположные действия. Так, тело часто лежит на земле, а человек представляет и созерцает, что на небе. Тело часто покоится, безмолвствует, а человек внутренне находится в движении и созерцает, что вне его, переселяясь и путешествуя из страны в страну, встречаясь со знакомыми. Из этого следует, что тело и душа совершенно различны по своим свойствам. Тело конечно, душа бесконечна; тело смертно, а душа не умирает. Тело само о себе не сможет помыслить ни о вечности, ни о бессмертии, потому что оно смертно и временно. В человеке неизбежно должно существовать что- то другое, что помышляло бы о противоположном и неестественном телу, и это – разумная и бессмертная душа.