Размер шрифта
-
+

Думание мира (сборник) - стр. 4

Фильму Алексея Балабанова «Груз 200» крупно повезло в кинокритическом мнении. Давно уже не было у нас признания столь дружного и единодушного – причем со стороны цеха, отнюдь не отличающегося снисходительностью. «Мне не больно» – попытка Балабанова быть милым и человечным – встретила год назад столь же синхронный отпор; такое чувство, что от этого режиссера ждут исключительно брутальности – и на этот раз дождались, и все счастливы.

«Груз 200» – про мента-маньяка в 1984 году – действительно хороший фильм, он замечательно сделан, социально точен, художественно убедителен – при всех многократно отмеченных фабульных нестыковках и натяжках. Меньше всего мне хочется в очередной раз изображать enfant terrible и гулять против потока, но то, за что эту картину – и стоящую за ней концепцию – хвалят, меня как раз больше всего раздражает. Журнал «Сеанс» опубликовал подборку критических отзывов – и почти во всех четырнадцати рефреном идет заветная мысль: это чернуха, мы такой не видели с девяностых, но это прекрасно, потому что вскрывает советскую ложь. Отвратительно было это сюсюкающее лицемерие среди назревавшей подземной жестокости! Смотрите, как в закрытом обществе позднего социализма плодятся маньяки! Один Юрий Гладильщиков в «Русском Newsweek’е» искренне удивился: социализм давно пал, а маньяков не убыло. Масла в огонь подлил сам Балабанов, давший – что редкость – внятное интервью по окончании работы над фильмом. Сейчас, сказал он, все-таки лучше. Сейчас – голый честный цинизм. А тогда была сплошная ложь, ой, ужас какой!

И вот тут у меня концептуальное возражение – и по поводу фильма, и по поводу его авторской и критической трактовки. Вся эстетика «Груза 200» выстроена – и вполне удачно – на контрасте между страной и ее антуражем, разлагающейся идеологией и подпочвенной дикостью, готовой вырваться наружу; главный контрапункт – идеально выстроенное сочетание видеоряда, состоящего из насилия, пьянства и распада личности, и звукоряда, составленного из позднесоветской лирической попсы. Это работает. Но судя по тому, до какой степени картонны в фильме все персонажи кроме маньяка, – это в равной степени касается и его жертвы, и уверовавшего ленинградского профессора, и бывшего зека, мечтающего о городе солнца, и его сожительницы, которая в конце концов выскочила ниоткуда и отмстила менту, – Балабанова нимало не волнует мораль, в очередной раз пристегнутая к его фильму на живую нитку. Точно так же не волновала его русская идея, на которой он остроумно поспекулировал в обоих «Братьях». И проблема криминала, освещаемая в «Жмурках», и даже тема чеченской войны, продажности генералитета, неадекватности власти, затронутая в фильме «Война», – занимали его очень мало. Балабанов – что откровеннее всего выступило в фильме «Про уродов и людей» – интересуется прежде всего насилием и механизмами, способными его остановить или уравновесить. Пока он таких механизмов не видит. Разве что Антонина из последнего фильма, которая пристрелила-таки ужасного насильника-импотента. Но это такой бог из машины, что обсуждать эту линию всерьез трудно. Никто и не обсуждает. А вот маньяк автору очень интересен, и по-настоящему сильной картина становится только там, где этот персонаж появляется и действует. С любовью задуман, с тщанием изображен.

Страница 4