Размер шрифта
-
+

Духовный отец преподобного Серафима Вырицкого – преподобный Варнава Гефсиманский - стр. 2

(Рим. 8, 18), – восклицает апостол Павел. Добропобедных воинов, сочетавшихся Христу, принимает в свои объятия Вечность – открываются пред ними врата блистающих чертогов Небесного Жениха, где царствуют не изреченный Свет и неизглаголанная Любовь, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»…

Возвращаясь к настоящему, видит душа, как век за веком оскудевает остаток истинных христиан. Внешнее христианство обмирщается и оязычевается, приспосабливаясь к миру сему. Оно начинает жить его жизнью – плотской, вещественной, плотолюбивой.

Уже в XVIII веке святитель Тихон Задонский с грустью замечает: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и Дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий». А менее чем через столетие святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому представлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие… Ныне во многом люди дерзнули в установления Святого Духа внести свои установления. По этой причине сделались установления небесные – земными, духовные – плотскими, святые – греховными, мудрые – нелепыми. Видят несообразность, видят текущие из нее разрушения; но не видят начала, из которого текут бедствия: потому что смотрят при свете собственного падшего разума, а не при свете Божием. Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа, в заменении их своими уставами. Вот где причина всеобщего расстройства, причина падения христианства…»

Новое бытие, стремление к преображению себя и богоуподоблению становятся уделом одиноких избранников Божиих. Тихим пламенем Божественной любви соединяют они земное с небесным, умом и сердцем воспаряя к горнему. Лучами своей неземной славы озаряют они путь для не многих истинных искателей Царствия Божия.

А грешный, непреображенный мир, с неистовой ненавистью отвергнув заветы Спасителя, устремляется к своему грозному неотвратимому концу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о нем: «Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова… Грех достигнет своего полного развития и тем будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в том по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве при жизни, противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою. Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для Духа, для Вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия, «когда будут говорить: «

Страница 2