Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом - стр. 33
– ребенок, друг, любовник, родитель, учитель, доктор или офицер. Другие субличности могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами или даже животными. Главной задачей психосинтеза является выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое.
Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя четыре последовательные стадии. На первой клиент узнает о различных элементах своей личности, которые до этого были скрыты, и принимает их на сознательном уровне. Следующий шаг – освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать; это то, что Ассаджиоли называл разотождествлением. После того как клиент постепенно обнаруживает свой психологический центр, становится возможным достижение самого психосинтеза, который характеризуется кульминацией процесса самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового центра.
Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал во Флоренции. Его замечательные живучесть, жизнерадостность, оптимизм и юмор были с ним до самых последних его дней. Несмотря на преклонный возраст и прогрессирующую потерю слуха, он продолжал активно работать как психиатр и занимался профессиональной деятельностью во множестве других областей вплоть до самой своей смерти в 1974 г. Он был руководителем Psychosynthesis Research Foundation – Фонда исследований в области психосинтеза в Нью-Йорке и президентом Instituto di Psicosintesi – Института психосинтеза – в Италии. Его публикации составляют более трех сотен статей и несколько книг, включая такие, как «Психосинтез» и «Акт воли».
Статья, являющаяся вкладом Ассаджиоли в нашу антологию, воистину классическая в данной области. Это ясное и сжатое обоснование важности духовного развития и обсуждение проблем и трудностей, связанных с этим процессом. В психиатрической литературе очень немного работ, столь ясно подчеркивающих необходимость проводить различие между обычной психопатологией и кризисом, который предшествует духовному раскрытию, сопровождает его и следует за ним.
Духовное развитие – это длинное и трудное путешествие по удивительным областям, полным сюрпризов, красоты и радости, трудностей и даже опасностей. Оно включает в себя пробуждение потенциальных возможностей, до того скрытых и дремлющих, восхождение сознания в новые области, радикальные преобразования «нормальных» элементов личности и раскрытие новых внутренних измерений.
Я употребляю термин «духовный» в самом широком смысле и всегда по отношению к эмпирически обозримому человеческому опыту. В этом контексте слово «духовный» относится не только к переживаниям, традиционно рассматриваемым как религиозные, но и ко всем состояниям осознавания, всем человеческим функциям и проявлениям, общей чертой которых является отношение к ценностям, более высоким, чем обычные, к таким, как этические, эстетические, героические, гуманистические или альтруистические ценности.