Размер шрифта
-
+

Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления - стр. 11

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам

Как приобрести мир душевный

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65, 12). Путь тех, кто хочет угодить Богу, лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы?

* * *

Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духово́м злобы поднебесным» (Еф. 6, 12).

* * *

Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь в себя и имеет делание в сердце своем.

Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает сперва в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, то есть с совестью благою; в премирном же, когда ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: «В мире место Его» (Пс. 75, 3).

* * *

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими.

* * *

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова пророчицы: «Да не изыдет велеречие из уст ваших» (1 Цар. 2, 3) и слова Господни: «Лицемере, изми пе́рвее бервно из очесе твоего, и тогда у́зриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7, 5).

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам

Без труда жизнь немыслима

На втором месте для новоначальных ставит батюшка труд, в чем бы он ни состоял: «Благословляю им, – то есть дивеевским сестрам, – как от сна встают, тут же за работу, читая про себя, хотя бы и на ходу, мое правильце; если так сотворят – спасутся».

«Если есть рукоделие, – давал он после наставление монаху, – занимайся оным; если находишься в келье, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а наипаче – Псалтири: старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме». «Если зовут на послушание, иди на оное».

И сам он никогда не пребывал без дела, не допускал себя до праздности. Если был свободен от послушаний и молитвы, то удалялся молча в келью и там принимался за какое-нибудь дело: то вырезал кипарисовые кресты, то читал Слово Божие или творения святых отцов или Жития святых. Кроме Библии и Четьих Миней, у него были творения святого Василия Великого, преподобных Макария Египетского, Иоанна Лествичника, «Маргарит», Добротолюбие и др.

Страница 11