Размер шрифта
-
+

Духовное наследие

1

Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) – епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи.

2

Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) – оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г.

3

Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) – старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г.

4

Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) – делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г.

5

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) – великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г.

6

Преп. Варнава Гефсиманский (1831–1906) – «утешительный» старец Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, известный духовник и старец. Канонизован в 1996 г.

7

Перепечатка с издания: Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. Под ред. Р. Багасарова. М., 1991.

8

И.М. Концевич. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 343–344.

9

Мужской общежительный монастырь недалеко от г. Мещовска Калужской губернии.

10

Правильно: Ахтырская икона Божией Матери.

11

Употреблено в значении «награда».

12

«Он» – по-видимому, бес, явившийся священнику по попущению Божию.

13

Игумен Феодосий (в миру Ф.А. Попов; 1824–1903) – родом из Саратовской губ., поступил в Оптину послушником в 1845 г., затем был в Лебедянском м-ре, Площанской пустыни. Настоятельствовал в Перемышльском Троицком Лютиковом м-ре, последние годы жизни (с 1894 г.) был на покое в Оптиной. Имел дар прозорливости и умиленных слез. Воспоминания его вошли в кн.: С.А. Нилус. Сила Божия и немощь человеческая.

14

Иеромонах Климент (в миру К.К. Зедергольм; 1830–1878) – сын лютеранского пастора, присоединился к Православию в 1854 г. Был чиновником по особым поручениям при Св. Синоде, в 1863 г. поступил в Оптину. Являлся духовным чадом преп. Амвросия, составил жизнеописания старцев Льва и Антония.

15

Накануне празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери.

16

Другое написание – каливы.

17

В Евангелии: един бо есть наставник ваш – Христос. В Книге пророка Исаии: и все будут научены Господом.

18

Георгий Затворник (в миру Георгий Машурин; 1789–1863) – из военных, в 1818 г. оставил службу, поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь Воронежской епархии. Затворился в холодной калии и провел в затворе пять лет.

19

Теплотой называют напиток (сильно разведенное вино), которым запивают Святое Причастие.

20

Схиархимандрит Моисей (в миру Т.И. Путилов; 1782–1862) – строитель Оптиной пустыни с 1826 г. При нем было учреждено старчество. Канонизован в 1996 г.

21

Игумен Марк (в миру М.И. Чебыкин; 1826–1909) в братстве Оптиной пустыни с 1855 г. С 1869 г. – настоятель Мещевского монастыря, с 1879 г. – в Боровском Пафнутиевском монастыре. В 1882 г. вернулся в Оптину.

22

Речь идет о митр. Макарии (Булгакове; 1816–1882), авторе многотомной «Истории Русской Церкви» и учебника по Догматическому богословию.

23

Схиигумен Антоний (в миру А.И Путилов; 1795–1865) – младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной пустыни, с 1825 г. – скитоначальник, с 1839 г. – настоятель Малоярославского Николаевского монастыря, с 1853 г. – на покое в Оптиной. Канонизован в 1996 г.

24

Манатейное (или мантийное) монашество (также – малая схима) – вторая степень пострига, после рясофора.

25

Арий (256–336) – александрийский пресвитер, неправославно учил о сущности Сына Божия. Был осужден Вселенским Собором 325 г., но успел многих совратить в свою ересь.

26

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь (недалеко от Путивля Курской обл.) основана в XVI веке. Духовное возрождение пережила в XIX веке при игумене Филарете (Данилевском) и старце иеросхиманахе Василии (Кишкине), ученике преп. Паисия (Величковского). Закрыта в 1922 г., вновь открыта в 1942 г. и опять закрыта в 1961 г. Известна своими старцами.

27

Софрониев Рождество-Богородицкий монастырь (в 40 км от Путивля) основан в глубокой древности. Известен старчеством, восходящим к преп. Паисию.

28

Иеросхимонах Макарий (в миру М.Н. Иванов; 1788–1860) из дворянского сословия. В 1810 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь, с 1834 г. – в Оптиной, с 1841 г. – скитоначальник. Известен как делатель умной молитвы, прозорливый старец. При нем Оптина предприняла новые переводы на русский язык святоотеческих творений. Канонизован в 1996 г.

29

Иеромонах Памва (в миру П.И. Панов; 1822–1891) в Оптину пустынь пришел в 1850 г. С 1888 г. был духовником богомольцев.

30

Троицкий монастырь близ Перемышля Калужской губернии основан в XVI веке.

31

Лужецкий Богородице-Рождественский мужской монастырь Московской губернии, Можайского уезда основан в XIV веке преп. Ферапонтом, собеседником преп. Сергия Радонежского.

32

Александро-Невская Лавра основана в XVIII веке, является усыпальницей знатных и знаменитых лиц Петербурга.

33

Схиархимандрит Исаакий (в миру И.И. Антимонов; 1810–1894) – настоятель Оптиной пустыни, ученик старца Макария. Канонизован в 1996 г.

34

Заголовок дается в авторском варианте.

35

Также – внутреннее. (Прим. отца Варсонофия.)

Страница notes