Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 37
Царь Иван Грозный ясно понимал свое предназначение и высоко оценивал собственное положение
Он родился в городе Переславле-Залесском, в миру носил имя Андрей. Нес священническое служение в соборной церкви Переяславля. Его духовным отцом был преподобный Даниил Переяславский, предсказавший, что Андрей станет духовником Московского государя. Впоследствии митрополит Афанасий написал житие Даниила Переяславского и его сокращенную переработку для «Степенной книги» – «Сказание вкратце о преподобном старце Даниле Переяславском».
В 1549 или 1550 г. священник Андрей был переведен из Переяславля-Залесского в Москву, стал царским духовником и протопопом придворного Благовещенского собора. В качестве царского духовника не раз упоминается в официальных летописях времени Ивана Грозного. В 1552 году он благословил царя на поход к Казани и сам участвовал в этом походе. Автор «Степенной книги», которым, по всей вероятности, является митрополит Афанасий, сообщает, что во время казанского похода он получил чудесное исцеление от гроба Александра Невского.
Царский духовник беседовал с государем накануне штурма Казани, причащал его в сам день штурма. Он же закладывал в Казани первую православную церковь Благовещения.
Духовный отец царя Ивана по обычаю крестил его детей: в 1554 году – царевича Ивана Ивановича, в 1556 году – царевну Евдокию, впоследствии умершую в возрасте двух лет.
В 1562 году благовещенский священник Андрей был пострижен в Чудовом монастыре с именем Афанасия. Он принадлежал к литературному кружку митрополита Макария и участвовал в его обширных предприятиях. По поручению царя Афанасий навещал святителя во время его предсмертной болезни и передал царю письменную просьбу Макария об удалении в молчальное житье – что было отклонено царем. Афанасий распоряжался организацией похорон святителя Макария и стал его преемником на митрополичьей кафедре.
В 1564 году царский духовник Афанасий был поставлен русским митрополитом. При отъезде из Москвы накануне введения опричнины Иван IV не взял его с собою. Именно Афанасию адресовано известное послание царя в Москву от 3 января 1565 года с изложением причин, заставивших его покинуть царство. Посольства от имени москвичей в Александрову слободу, принявшие условия введения опричнины, отправлялись официально по поручению митрополита. Однако сам Афанасий опричного террора не одобрял: вопреки воле царя он обращался к нему с ходатайствами за опальных и даже смог «отпечаловать» у него боярина И. П. Яковлева и князя М. И. Воротынского (подпись и печать Афанасия имеются на их крестоцеловальных записях царю).