Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 33
Участие Сильвестра в знаменитом Стоглавом Соборе, суть которого заключалась в разрешении иерархами многочисленных недоумений царя «о различных церковных чинех», выразилось по крайней мере в том, что он в составе представительной депутации доставил соборные материалы бывшему митрополиту Иоасафу в Троицкий монастырь (В. Б. Перхавко. Сын священника Сильвестра).
Не приходится сомневаться в том, что священник Сильвестр был для своего времени человеком образованным, увлеченным собирателем рукописных книг. По стопам отца пошел и его сын Анфим. В датируемой 1653 годом описи Кирилло-Белозерского монастыря, куда был сослан попавший в опалу Сильвестр, восемь книг помечены как принадлежащие ему. Например, на некоторых значится: «Благовещенского попа Селивестра, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима».
«Соловецкой обители Сильвестр тоже обильно жертвовал (вполне вероятно, он провел там последние годы жизни). Согласно вкладной книге Соловецкого монастыря, “старец Спиридон, что был благовещенский священник Селивестр, дал 66 книг” – самый, пожалуй, крупный книжный вклад, когда-либо сделанный в обитель. Очевидно, большинство книг оказалось на Соловках по духовному завещанию Сильвестра, но в некоторых из них имеются записи, удостоверяющие, что они пожертвованы еще в ту пору, когда Сильвестр был в фаворе у царя. Причем в этих записях значится также имя его сына Анфима.
Можно лишь гадать, каким образом очутилась в сербском Хиландарском монастыре на Святом Афоне Толковая Псалтирь, на верхней крышке одной из двух частей которой указано: “Благовещенского попа Селивестра и сына его”» (В. Б. Перхавко. Сын священника Сильвестра).
Традиционно в исторической литературе священник Сильвестр изображается как церковный писатель, принимающий участие в составлении «Стоглава», «Степенной книги». «Оставил о себе память как писатель и знаменитый Сильвестр, – пишет А. Д.Нечволодов в книге “Сказание о Русской земле”. – Обыкновенно ему приписывается составление так называемого “Домостроя”, известного свода правил житейской мудрости XVI века. На самом деле, однако, книга “Домострой” составлялась постепенно из многочисленных древнерусских сборников церковного содержания (“Златоструи”, “Измарагды” и пр.), и только последняя глава ее несомненно принадлежит Сильвестру. Эта глава написана в виде послания к его сыну Анфиму, служившему царским приставом у таможенных дел, и его жене, и вкратце повторяет содержание всех остальных глав, почему называется также “Малым Домостроем”».
Сильвестру приписывают также послания, содержащиеся в одном из сборников его библиотеки, но не вызывает возражений принадлежность благовещенскому священнику лишь послания наместнику Казани, князю А. Б. Горбатому. Послания Сильвестра показывают его человеком образованным, обнаруживают знакомство с древней историей, «Посланием наУгру» Вассиана Рыло.