Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 29
«Еще в Новгороде он задумал грандиозный план: собрать все книги (еще рукописные), доступные для чтения “на Русской земле”, другими словами, создать собрание основных произведений христианской литературы, как русских, так и греческих авторов.
Собрание было организованно в форме материалов для чтения на каждый день месяца (“Четьи Минеи”). Ежедневное чтение включало в себя жизнеописания святых, поминаемых в этот день, и выдержки из литературных произведений, написанных этими святыми (если они были писателями). В конце каждого месяца добавлялись анонимные работы и работы неканонизированных авторов на религиозные и моральные темы.
Макарий работал над этим проектом двенадцать лет в Новгороде и продолжал работать в Москве (он завершил собрание в 1552 г.).
С проектом “Четьи Минеи” по духу связан другой замысел Макария – канонизировать русских святых. В это время как раз отмечалась память двадцати русских святых. Первыми среди канонизированных были князья-мученики – Борис и Глеб» (Г. В. Вернадский. Московское царство).
Такой человек не мог не оказать благотворного влияния на юного Ивана Васильевича. Возможно, именно благодаря общению с этим великим духовным мужем Иван IV вырос человеком мыслящим, образованным, впоследствии он не раз демонстрировал несомненный писательский талант. «Первое, что обращает на себя внимание при чтении произведений царя Ивана, – это его широкая (разумеется, на средневековом уровне) эрудиция. Для доказательства своих положений он совершенно свободно оперирует примерами не только из истории Древней Иудеи, изложенной в Библии, но и из истории Византии. Все эти многочисленные сведения у него как бы естественно выплескиваются. Он прекрасно знает не только Ветхий и Новый Завет, но и жития святых, труды “отцов Церкви” – византийских богословов. <…> Поражает память царя. Он явно наизусть цитирует в обширных выдержках Священное Писание. Это видно из того, что библейские цитаты даны близко к тексту, но с разночтениями, характерными для человека, воспроизводящего текст по памяти» (В. А. Кобрин. Иван Грозный).
Считается, что именно митрополит Макарий зародил в уме молодого великого князя идею о богоизбранности православного монарха, под влиянием которой Иван принял решение венчаться на царство. Не без участия митрополита Иван IV решился в 1550 году на созыв первого Земского Собора – подобного еще не было в русской истории. «На двадцатом году возраста своего, – говорится в Степенной книге, – видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда собрались выборные, Царь, говоря речь перед ними, с добрым словом обратился к митрополиту Макарию: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель».