Размер шрифта
-
+

Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России - стр. 25


За этот неожиданный отход войска Ахмата благочестивые русские люди благодарят Божию Матерь – в Москве тогда находилась специально привезенная из Владимира Ее знаменитая чудотворная икона Владимирская, молением перед которой еще в 1395 году Русская земля была спасена от Тамерлана.

Послание же на Угру архиепископа Вассиана нынче является памятником древнерусской литературы. В нем впервые были сформулированы важнейшие для Руси государственно-политические цели и идеалы. И дальнейшее развитие русской духовно-политической мысли в XVI–XVII вв. шло в направлении осмысления и углубления сформулированных архиепископом Вассианом Ростовским задач.

Исполненное вдохновенного патриотизма послание святого Вассиана к своему духовному сыну стало в XVI веке образцом жанра для последующих обращений к царям государственных деятелей.

Духовники русских царей


Наставники грозного царя


Неразгаданный государь

Первый русский правитель, официально принявший царский титул, Иоанн IV Васильевич по прозванию Грозный. – один из тех немногих исторических деятелей, о которых не перестают спорить десятилетиями, рассматривая личность правителя с прямо противоположных позиций. Для кого-то Иван Грозный – тиран и мракобес, символ всего самого темного, что переняла у монголо-татар Московская Русь, а кто-то серьезно поднимает вопрос о церковной канонизации этого государя. Советский историк С. Б. Веселовский писал: «В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. И замечательно, что по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное».

Весьма интересно и образно высказался на эту тему публицист XIX века Н. К. Михайловский: «При чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Утомление тем более понятное, что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это “в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является”. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья “без руля и ветрил”, то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

Страница 25