Размер шрифта
-
+

Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе - стр. 15

Словесные дудлы

Словесный дудлер – это человек, который пишет на листе бумаги одно слово, скажем, «Кеннеди», а затем многократно данное слово переписывает или обводит и занимается этим на протяжении всего совещания или лекции. Часто бывает, что такой дудлер пишет и обводит одно и то же слово на протяжении многих месяцев или даже лет, а при встрече с вами мрачным тоном интересуется, что эта привычка может сказать о чертах его характера (как будто у вас прямой канал связи с Фрейдом, который, впрочем, тоже не знал бы, как на это ответить). Правда заключается в том, что такое слово ничего особенного о характере человека сообщить не может. Зато есть все основания утверждать, что мозг этого дудлера воспринимает буквы как зрительные образы, и то, что он эти буквы обводит, помогает ему сосредоточенно думать – точно так же, как если бы он рисовал какие-то абстрактные линии и конкретные картинки[8].


Словесный дудл «Фидель Кастро», созданный Джоном Кеннеди

Шрифтовые дудлы

Есть еще шрифтовые дудлеры. От словесных они отличаются тем, что выписывают слова всякими изысканными шрифтами, привнося в этот процесс больше чувства. Такой дудлер, например, тоже может многократно переписывать и обводить слово «Кеннеди», но не лишь бы как, а, скажем, готическим шрифтом. Однако смысл этой деятельности тот же – и словесный, и шрифтовой дудлинг помогает человеку лучше сосредоточиться на своих мыслях.


Примеры шрифтовых дудлов

Упражнение: сочините историю, используя эти четыре слова

Слова-картинки

Из шрифтовых дудлов выделяется особая категория слов-картинок. Хотя и шрифтовые дудлы характеризуются тем, что само изображение слов отчасти отражает их смысл, но в словах-картинках это проявляется в гораздо большей степени. Слово фактически сливается с тем понятием, которое выражает. На иллюстрации представлены два примера слов-картинок.


Примеры слов-картинок


Стиль обучения через чтение и письмо максимально мобилизует умственные способности – сам процесс сопряжен с большими затратами психической энергии, – но он не так инстинктивен, как дудлинг, которому учить не надо, в отличие от чтения и письма[9]. Поэтому не следует забывать, что чтение и письмо являются чрезвычайно важными инструментами познания, но они не оптимально используют биологические особенности и настройки человеческого мозга, которому от природы свойственно пространственно-визуальное восприятие окружающего мира.

Кинестетическая модальность

Линда Барри, писательница и художник-иллюстратор, сказала однажды, что худшее, что можно сделать, когда иссяк поток творческой фантазии, – это начать думать и перестать двигать руками. Дудлеры знают, что она имела в виду. Казалось бы, такая мелочь, как двигать руками, рисуя что-нибудь или просто черкая, не только надежно выводит нас из творческого тупика, но также меняет наше мировосприятие и понимание окружающей действительности. Рука, двигающая ручку по листу бумаги или маркер по доске, мобилизует и направляет в нужное русло энергию, которая в противном случае рассеялась бы или была бы бесцельно потрачена на несбыточные грезы, и помогает оставаться в настоящем, а не улетать мыслями в облака. Хотя уровень физического напряжения сил в процессе дудлинга несравним, скажем, с танцами, дудлинг тем не менее с успехом реализует важные человеческие функции – хватание и движение – и позитивно воздействует на мозг

Страница 15