Древняя Русь и Великая степь
1
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
2
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
3
Первая дата – 859 г.; Повесть временных лет (далее: ПВЛ). М.; Л., 1950.
4
Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
5
См.: Гумилев Л. Н. Хунны в Китае.
6
См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки.
7
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 7.
8
GumilevL.N. New Data on the Khazars // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 19. Budapest, 1967. P. 61–103 (литература на рус. яз. – в сносках).
9
GymilevL.N. Les fluctuations du niveau de la mer Caspienne // Cahier du monde russe et sovietique. Vol. VI. № 3. Paris – Sorbonne, 1965. P. 331–336 (литература на рус. яз. – в сносках).
10
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: ВИНИТИ, 1987.
11
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 7–40.
12
Koestler Arthur. Thirteenth Tribe – The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.
13
Vernadsky G. The Origins of Russia. Oxford, 1959; Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I в. по XI в. и очерки по предыстории России. New York; Brooklin, 1967.
14
Vernadsky G. Ancient Russia. New Haven, 1952.
15
См.: Лесной С. Влесова книга. Виннипег, 1966.
16
Ляшевский С. Указ. соч. С. 169.
17
См.: Лесной Сергей. Русь, откуда ты? Виннипег, 1964. С. 6–10. Автор считает, что 1) скандинавы не играли роли в образовании Русского государства; 2) русь как племя создалось в начале новой эры и всегда было славянским; 3) славяне – автохтоны Центральной Европы; 4) у древних славян была руническая письменность; 5) «Влесова книга» достоверна.
18
См.: Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси: IX – первая половина X в. М.,1980.
19
См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
20
См.: Сахаров А. Н. Мы от рода русского. Рождение русской дипломатии. Л.,1986.
21
См.: Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. М., 1938. С. 1–2.
22
Проблема взаимоотношения Золотой Орды и Руси искусственно осложнена. То, что русские называли хана царем и платили в Орду «выход», несомненно, но во внутренние дела Руси ханы не вмешивались и, требуя от кочевых подданных после принятия ислама отречения от монгольской культуры (ясы) и религии, не требовали этого от русских. Скорее здесь была уния при главенстве Орды, а Русь рассматривалась как самостоятельный улус, примкнувший к Орде по договору, а не вследствие завоевания (см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 398 и след.; Он же. Апокрифический диалог // Нева. 1988. № 3, 4).
23
Цит. по: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 3.
24
См.: Грушевский М. С. История Украины – Руси: В 5 т. Т. I–III. Львов, 1904–1905; Т. IV. Львов, 1903; Т. V. Львов, 1905; см. также: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 4–5.
25
А. Е. Пресняков дает критический разбор аспектов этнической диагностики: расового, языкового, культурно-психологического – и делает вывод: «Государства возникают раньше наций» (Указ. соч. С. 6), но не говорит, почему они возникают. Нашу точку зрения см.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
26
Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 10.
27
Cм.: История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 т. М., 1966.
28
См.: Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. Ср.: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 14–26.
29
См.: Шахматов А. А. К вопросу о польском влиянии на древнерусские говоры // Русский филологический вестник. № 1. Варшава, 1913. С. 1–12. Ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 225–226.
30
См.: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 12.
31
Ростовцев К. О. Отчего погибли динозавры // Ленингр. правда. 1983. 25 ноября.
32
Славяне расселялись из области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой (см.: Баран В. Д. Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблема расселения славян // Славяне на Днестре и Дунае. Киев, 1983. С. 40).
33
См.: Брайчевский М. Ю. Славяне в Подунавье и на Балканах в VI–VIII вв. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 221–222.
34
См.: Баран В. Д. Указ. соч. С. 45.
35
См.: Брайчевский М. Ю. Славяне в Подунавье… С. 225. Славянским по языку население Пелопоннеса оставалось до XIX в., т. е. до освобождения Греции от турок. Но школа и литература на новогреческом языке заставили потомков славян – майнотов – сменить и язык, что выделило «греков» из прочих южных славян.
36
Цит. по: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб. Б. г. С. 61.
37
Подробнее см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 289–295.
38
См.: Винокур Н. С. Черняховские племена на Днепре и Дунае // Славяне на Днестре и Дунае. С. 131.
39
См.: Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 7.
40
См.: Винокур Н. С. Указ. соч. С. 133.
41
См.: Приходнюк О. М. К вопросу о присутствии антов в Карпато-Дунайских землях. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 191.
42
См.: Баран В. Д. Указ. соч. С. 40.
43
См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 34–35.
44
См.: Симокатта Феофилакт. История / Перевод С. П. Кондратьева. М., 1957. Кн. VIII. 5. С. 180.
45
См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Вступ. ст., перевод, комментарий Е. Н. Скржинской (далее: Иордан). М., 1960. С. 220.
46
См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 155.
47
См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951; Рыбаков Б. А. Древние русы // Советская археология. XVII. 1953; Артамонов М. И. История хазар. С. 289–290.
48
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
49
См.: Потапенко А. И. Старожил земли русской. Ростов, 1976. С. 50.
50
Моисей Хоренский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на всю сторону ее» (цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 115). М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время – анахронизм (см. там же. С. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака. На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий // Вестн. ЛГУ. 1974. № 6. С. 84–95; Он же. Хазария и Терек // Там же. 1974. № 24. С. 78–88).
51
ПВЛ. Ч. II. С. 14.
52
Там же. Ч. II. С. 223.
53
Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI–VIII вв. – это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX–XII вв. тюрк – общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» – группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.
54
Подробно см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 171; Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 238.
55
См.: История Дагестана. Т. I. M., 1967. С. 153.
56
Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685–686 гг. и отделился от халифата в X в. вместе с Ширваном.
57
Евразией в данной работе называется внутренняя часть континента, в основном степь между Карпатами и Маньчжурией, представляющая этнокультурную целостность. В таком же этнокультурном аспекте следует рассматривать названия «Восточная Европа» и «Западная Евразия».
58
См.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. M., 1967.
59
См.: Артамонов М. И., Плетнев С. А. Еще раз о степной культуре Евразии // Народы Азии и Африки. 1970. № 3. С. 92.
60
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 99.
61
См. там же. С. 457–458. Может показаться странным, что М. И. Артамонов в статье, написанной совместно с С. А. Плетневой, отвергает и игнорирует выводы собственной книги, например войну хазар с болгарами, показывавшую, что это разные этносы, и многое другое. Объяснения этой странности у меня нет.
62
См.: Гумилев Л. Н., Эрдейи И. Единство и разнообразие кочевой культуры в средние века // Народы Азии и Африки. 1969. № 3. С. 78–87.
63
Артамонов М. И., Плетнева С. А. Указ. соч. С. 89.
64
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
65
Гаркави А. Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. С. 135.
66
См.: Чичеров И. С. Византийские исторические сочинения. «Хронография» Феофана. M., 1980. С. 58. Примеч. 197. С. 96.
67
См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 172.
68
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. M., 1987. С. 208–215.
69
У Захария названы «красные» (см.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: В 2 т. Т. I. M., 1962. С. 138).
70
Там же. С. 137.
71
Там же. С. 135.
72
Там же. С. 135.
73
См.: Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. СПб., 1878. С. 54.
74
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 116.
75
См.: Федоров Г. С. Раскопки в Северном Дагестане // Археологические открытия 1967 г. M., 1968. С. 92.
76
См.: Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 202–203.
77
См.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I) // Вестн. ЛГУ. 1964. № 6. С. 82–95.
78
В этой связи вызывает удивление попытка М. Г. Магомедова оспаривать факт колебаний уровня Каспийского моря на том основании, что каспийские волны не задели предгорных степей, лежавших на 20 м выше максимального уровня (см.: Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. С. 18 и 181). Единственное низкостоящее городище – Тенг-Кала в низовьях р. Сулак – «состоит из чередующихся слоев культурных отложений и речного ила толщиной 20–30 см» (с. 39). Поскольку Сулак течет в глубоком каньоне, то для того чтобы возникли половодья, необходимо, чтобы река стояла на подпоре, т. е. чтобы уровень Каспия был высоким. А коль скоро так, то М. Г. Магомедов сам опровергает свой тезис. Впрочем, это не единственный случай: цитируя книгу Л. Н. Гумилева «Древние тюрки» (с. 41 и 153–158 – о хазарах там ничего нет – см.: Магомедов М. Г. Указ. соч.), он показывает полное непонимание цитируемого текста. И что самое удивительное, такой серьезный археолог, как С. А. Плетнева, будучи редактором цитируемой книги, не указала М. Г. Магомедову на его ошибки. Вот пример того, как опасно доверять проверку своей работы людям, игнорирующим географию. Им-то ведь безразлично, о чем идет речь: о предгорьях Дагестана или о дельте Волги.
79
См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. С. 55–70; Он же. История колебаний уровня Каспия за 200 лет // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980. С. 32–47.
80
См.: Гумилев Л. Н. Викинги не солгали // Природа. 1977. № 5. С. 95–99.
81
См.: Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе (Историко-этнографические очерки). М., 1978. С. 142–143.
82
См. там же. С. 149.
83
См. там же. С. 154–155.
84
См. там же. С. 173–174.
85
См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. С. 814.
86
См.: «…Поляне, яже ныне зовомая Русь» (ПВЛ. Ч. I. С. 21).
87
См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. С. 149–164.
88
См.: Рыбаков Б. А. Древние русы // Советская археология. XVII. 1953. С. 47. Впоследствии этот термин был вытеснен тюркским эквивалентом «богатырь», но в самых древних былинах сохранился его женский род – поляница (см.: Балашов Д. М. Дунай. Историческая жизнь народной поэзии // Русский фольклор. XVI. Л., 1976. С. 100). Следовательно, поляне – не племя и не социальный слой, а психологический тип славянского пассионария эпохи неописанных побед.
89
См.: Иордан. С. 91.
90
См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. С. 155.
91
Не смешивать их с роксаланами (см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. С. 169. Примеч. 43).
92
См.: Мюллер А. История ислама. Т. I. СПб., 1895. С. 24–28.
93
См.: Ислам. М., 1984. С. 129 и след.
94
См. там же.
95
Противники ислама были столь же пассионарны, как и его сторонники, что вызвало ожесточенную гражданскую войну между крайними фанатиками – хариджитами (партией зятя пророка, Али) – и сторонниками Омейядов (которых в мусульманской историографии называли «лицемерами»).
96
Шахан – мн. ч. от шах – царь.
97
О том, как попали евреи на Кавказ и в Хазарию с Ближнего Востока, см. ниже – 23. У персов V–VII вв.
98
Подробное описание операций см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 202–225.
99
См. ниже – 28. Рахдониты.
100
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 248.
101
См. там же. С. 266.
102
См. там же. С. 277.
103
См. там же. С. 254–256.
104
См. там же. С. 243.
105
Ксения (ксенос – гость) – термин, заимствованный из геологии.
106
См.: Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 147.
107
Бартольд В. В. Ислам. Пг., 1918. С. 70; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. С. 199–213.
108
Мамун вначале был умеренным шиитом (см.: Бартольд В. В. Указ. соч. С. 72), но после того, как против него в Ираке в 815 г. восстали шииты зейдитского толка и ему пришлось казнить вождя повстанцев (см.: Петрушевский И. П. Указ. соч. С. 248), он перенес свои симпатии на мутазилитов, отчего пострадали сунниты, шииты, да и сами мутазилиты.
109
См.: Петрушевский И. П. Указ. соч. С. 255.
110
Зиндик от персидского слова «зенд» – смысл, что было эквивалентом греческого «гнозис» – знание. Следовательно, «зиндики» – это гностики, но в арабскую эпоху это название приобрело новый оттенок – «колдуны» (см.: Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 186).
111
«Основа их веры внешне состоит в исповедании шиитской догмы и любви к повелителю правоверных Али, внутренне же они – неверные» («Китаб ал-байан». 158; цит. по: Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.; Л., 1949. Примеч. 339. С. 336). К аналогичному заключению пришел И. П. Петрушевский, рассматривающий учения «галийя» и «исмаилиа» как самостоятельные религии, лишь внешне прикрытые шиитскими формами (см.: Петрушевский И. П. Указ. соч. С. 242).
112
Низам-ал-Мульк. Сиасет-намэ. С. 223.
113
Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед – согласно учению всех мусульман; седьмой – ал-Махди – должен явиться перед днем Страшного суда, т. е. конца мира.
114
Цит. по: Бертельс А. Е. Насир-и-Хосров и исмаилизм. М., 1959. С. 262.
115
Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 272.
116
См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. С. 86.
117
См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. II. С. 262 и след.
118
См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 267–268.
119
См.: Михайлова И. Б. Религиозно-политическая борьба в Багдаде при Буидах и Сельджуках (X–XII вв.) // Ислам. С. 223.
120
Из-за вражды шиитов и суннитов в 974 г. не удалось собрать войско для отражения греков (см. там же. С. 225).
121
Цит. по: Михайлова И. Б. Указ. соч. С. 225.
122
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1987.
123
См.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. М., 1971. С. 124.
124
См.: Михайлова И. Б. Указ. соч. С. 226.
125
См. там же. С. 226.
126
См.: История Норвегии. М., 1980. С. 122.
127
Kendrick N.D. A History of the Vikings. London, 1930. P. 22; Shoteling H. Viking Antiquities in Great Britain and Ireland. Pt. I. Oslo, 1940. P. 10.
128
Sawier P.H. The Age of the Vikings. London, 1962. P. 194.
129
См.: Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1966. С. 136–137.
130
См. там же. С. 140.
131
См. там же. С. 146.
132
См.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 207–209.
133
См.: Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 166–167.
134
См. там же. С. 166–169.
135
См. там же. С. 141–145.
136
См.: Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 28.
137
Там же. С. 26.
138
См.: Магидович И. П., Магидович В. И. История открытия и исследования Европы. М., 1970. С. 113.
139
Методы химической стимуляции применялись даже в Средней Азии; басмачи перед атакой натирали ноздри коней опиумом, а сами накуривались анашой, притупляющей чувство страха.
140
Никакой услуги без благодарности (лат.).
141
Архив Маркса и Энгельса. Т. V. М., 1938. Хронологические выписки.
142
Не следует путать современное значение термина «нация» со средневековым, так как термины часто переосмысливаются. Но это проблема филологическая, которой мы не будем уделять время и место.
143
Вебер Г. Всеобщая история. Т. V. М., 1893. С. 606.
144
См.: Чичеров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 142.
145
См.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. Т. I. М., 1909. С. 12–24.
146
См. там же. С. 144–145.
147
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
148
Библия как исторический источник подвергалась критике, установившей, что даже Пятикнижие обращено к двум разным божествам: Элоим – «Единственные» (мн. ч. от «Элои») – и Яхве – проявлявшемуся в огненных смерчах (см.: Редер Д. Г. История древнего мира. М., 1970. С. 172). Значит, и этот этнос был вначале сложносоставным. Евреи, став монолитным этносом, представляли собой антропологическое разнообразие. Выходцы из Ура халдейского – шумерийский тип: низкорослые, коренастые, с рыжеватыми волосами и тонкими губами. Негроидную примесь дало пребывание в Египте. Семиты – высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом – это результат смешения с древними арабами – халдеями. Большинство же евреев – арменоидный тип, преобладавший в Ханаане, Сирии и Малой Азии, именно тот, который ныне считают еврейским. Это расовое разнообразие указывает лишь на сложность процесса еврейского этногенеза, но не имеет отношения к этнической диагностике, ибо этнос и раса – понятия разных систем отсчета.
149
См.: Тюменев А. И. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922. С. 63.
150
Македония входила в Персидскую державу в 490–465 гг. до н. э., и в этот краткий период ее уроженцы служили царю Артаксерксу.
151
См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 80.
152
См. там же. С. 216.
153
См.: Страбон. География в 17 книгах. Л., 1964. С. 704.
154
См. там же. С. 703.
155
Toynbee A. Hellenism. Oxford. 1959. Р. 191.
156
См.: Моммзен Т. История Рима. Т. V. М., 1949. С. 452.
157
См. там же. С. 441–442.
158
Вражду иудеев к «галилеянам», т. е. к христианам, использовал друг иудеев Юлиан Отступник.
159
См.: Моммзен Т. Указ. соч. Т. V. С. 487.
160
См.: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919. С. 10.
161
На этом фоне было создано обновленное иудейское вероучение. В I в. были составлены два варианта Талмуда, иерусалимский и вавилонский, а во II–III вв. возникла Каббала, т. е. «полученное по преданию учение». Согласно Каббале, Бог, «наскучив одиночеством», решил создать себе равных. Мир и люди – его эманация; назначение их – совершенствование до уровня Божества, причем идет перевоплощение душ. Бог им не помогает, ибо «помощь – это позорный хлеб» – подачка. Они сами должны достичь совершенства (см.: Льоренте X.А. Критическая история испанской инквизиции. Т. II. М., 1936. Примеч. 3. С. 535–536).
162
Döllinger. Geschichte der gnostischen-manichäischen Lecten im früher Mittelalter. Leipzig, 1980. С. 1. S. 146–147; цит. по: Арсеньев И. Указ. соч. С. 87.
163
См. там же. С. 117.
164
См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
165
См.: Мюллер А. История ислама. Т. I. С. 24–28.
166
См. там же. С. 28.
167
См.: Кобыщанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980. С. 15–17.
168
См. там же. С. 25.
169
См. там же. С. 27.
170
См. там же. С. 45.
171
См. там же. С. 48.
172
См. там же. С. 49–50.
173
См.: История Византии. Т. I. M., 1967. С. 276–277.
174
Там же. С. 278.
175
«Их внутреннее – да проклянет их Господь! – противоположно внешнему, слова противоположны делам» (Низам аль-Мульк. Сиасет-намэ. С. 188. Примеч. 339).
176
См.: Солодухо Ю. А. Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирана в первой половине VI в. н. э. // Вестник древней истории. 1940. № 3–4. С. 131–145.
177
Описание быта этой ветви евреев см.: Гаркави А. Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. С. 17; Кембриджский аноним считает их евреями колена Симонова, позабывшими веру предков; см.: Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. С. 25.
178
Берлин И. Указ. соч. С. 76.
179
См. там же. С. 76.
180
См.: Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.; Л., 1946. С. 183–185; Кулаковский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки // Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914. С. 1–14.
181
См.: Пигулевская Н. В. Указ. соч. С. 20.
182
Там же. С. 263.
183
См. там же. С. 270.
184
См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 276.
185
См. там же. С. 241–243.
186
Пигулевская Н. В. Указ. соч. С. 285.
187
Ши’ат Алий – партия Алия, или «пристрастные».
188
См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 332.
189
Берлин И. Указ. соч. С. 78–79. Авторство текста приписано известному хронисту и врачу Иосифу б. Иегошуа Га-Когену, жившему в XVI в., но имевшему в своем распоряжении более ранние рукописи.
190
И. Берлин полагает, что именно это событие заставило евреев покинуть Хазарию и перебраться на Запад (см. там же. С. 79).
191
Об этом указе упоминают хронографы Феофан (ed Bonnae, I, 617) и Кедрен (ed Bonnae, I, 793); см.: Берлин И. Указ. соч. С. 76.
192
См.: Хеннинг Р. Неведомые земли. Т. II. М., 1961. С. 212.
193
Needham J. Science and Civilization of China. III. Cambridge, 1959. P. 681–682.
194
Это сведение, приписываемое автору XIII в. Ибн ал-Асиру, сохранилось у Димашки (Cosmographie de Dimaschqui. Copenhagen, 1874. Р. 380). Попытка сопоставления с сообщением Масуди была сделана Д.А. Хвольсоном (Сборник статей по еврейской истории и литературе. Кн. 1. Вып. 1. СПб., 1866. С. 152), опровержение ее см.: Берлин И. Указ. соч. С. 77–78.
195
Об обращении хазар в иудейскую веру существует огромная литература. Последние сводные исследования см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 262–283; Koestter Arthur. The Thirteenth Tribe – The Khazar Emoire and its Heritage. London, 1976. P. 58–82. Наша интерпретация, предлагаемая ниже, независима от предшествующих и, на наш взгляд, недостаточно освещающих предмет.
196
Основания для датировки, которые привел М. И. Артамонов, противоречивы. В описании набега хазар на Закавказье под предводительством Булана упомянуты путь в Д-р алам, «под которым видят Дарьял», и город Ард-вил, т. е. Ардебиль (История хазар. С. 269). М. И. Артамонов сопоставил этот набег с вторжением хазар в Азербайджан в 731 г., когда хазары, после некоторых успехов, были разбиты арабами. Это не соответствует рассказу об удаче Булана. Затем арабы захватили у хазар «знамя в виде медного изображения» (там же. С. 215), чего не могло быть у иудеев. Наконец, предводителем хазар был сын кагана – Барджиль, а отнюдь не иудеи, как и мать его – ханша Парсбит («тигриная морда» – см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969). Видимо, следует предпочесть более раннюю дату – 718 г., что не противоречит известным и установленным фактам. Равно и путь Булана истолкован неточно. Дар алам – буквально «врата мира» (перс. – араб.) – это не Дарьял, а Дербент – буквально «запертая дверь» (перс.). В 718 г. крепость была освобождена хазарами от арабов.
197
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 269.
198
Jeschurun. Vol. XI. № 9110. Berlin, 1924. Р. 113.
199
Szyszman S. Où la conversion du roi Khazar Bulan a-t-elle eu lieu? Hommage а Andre Dupon – Sommer. Paris, 1971. P. 327.
200
Szyszman S. Le roi Bulan et probléme de la conversion des Khazars // Ephèmèrides Tèological Loranienses. T. 33. Bruges, 1957. P. 68–76.
201
Бабек, вождь хуррамитов, завязал союз с императором Феофилом около 830 г. (см.: Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 199). Но попытка объединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела.
202
Литература о средневековом Крыме огромна. Необходимую библиографию см.: Артамонов М. И. История хазар.
203
Житие св. Стефана, епископа сурожского. Цит. по: Гумилевский Ф. История русской церкви. М., 1888. С. 21; Ср.: Васильевский В. Г. Труды: В 4 т. Пб.; Пг.; Л., 1908–1930. Т. III. С. 95–96; Vernadsky G. The Origins of Russia. P. 180–182.
204
Имя этого князя Бравлин иногда читается как «бранлив», т. е. «воинственный» (Vernadsky G. The Origins… P. 182).
205
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 336.
206
См.: Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 23.
207
Vernadsky G. The Origins… P. 180–183. Эта дата предпочтительна, так как учтена новая литература по вопросу (см. там же. Р. 320).
208
Император Константин говорит о степях Причерноморья: «Здесь находят среди развалин городов следы христианства и кресты, высеченные из скважистого камня» (цит. по: Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 22).
209
См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.
210
Vernadsky G. The Origins… P. 182–183.
211
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 366.
212
Иордан. С. 91, 279.
213
См.: Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 355–419.
214
К выводу о тождестве этнонимов руги и русы одновременно с нами пришел А. Г. Кузьмин. Он подобрал много отрывочных сведений, которые сливаются в стройную концепцию о широком распространении ругов, уже в 307 г. обозначенных в числе федератов Римской империи. Родиной ругов была Южная Прибалтика, откуда руги были вытеснены готами, после чего распространились по Восточной Европе, от Адриатики до Днепра и озера Ильмень. Широкое рассеяние их повело к неустойчивости написания их этнонима: руги (роги), русы, розы, руци, руяны, рутены, причем за несколько столетий этническое родство могло быть забыто самими потомками древних ругов. А. Г. Кузьмин считает ругов не германцами, как было принято до сих пор, и не славянами, но «северными иллирийцами», противниками готов. См.: Кузьмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988. С. 133–139.
215
См.: Гумилев Л. Н. Хазарское погребение и место, где стоял Итиль // Сообщения Гос. Эрмитажа. Т. XX. Л., 1962. С. 56–58.
216
См.: Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85–94.
217
См.: Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. С. 34–37; Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 252.
218
Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 41–43, 162; Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 159.
219
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 220.
220
Zeki Validi Togan A. Ibn Fadlan’n Reisebericht // Abhandlugen für die Kunde des Morgenländes. Bd. XXIV. Leipzig. 1939. S. 365–369.
221
См.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 368–370.
222
См.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 369.
223
См.: Шенников А. А. Червленый яр. Л., 1987.
224
См.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 371.
225
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 220.
226
Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 389.
227
См. там же. С. 397.
228
Несколько иначе интерпретирует этот период В. Т. Пашуто (Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 91); однако ср.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 415, где содержится мнение о завоевании славянского города Киева русами Аскольда (Хаскульд скандинавских саг).
229
См.: Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. С. 184–285; ср. поправку интерпретации: Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов // Природа. 1973. № 1. С. 112.
230
Schulchan Aruch, odervierjudischen Gedetzbücher, übersetzt von Heinrich Georg F. Lowe. Hamburg, 1837–1841.
231
Герц Г. История евреев. Т. 8. Одесса, 1907. С. 62.
232
Naphtali Wieder. The Judean Scrolls and Karaism. London, 1962, Revue de l’histoire de religions. T. 168. № 451. P. 62–74.
233
Критический разбор версий «обращения» хазар см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 268–273.
234
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. С. 80, 97.
235
Предположение М. И. Артамонова о принадлежности Обадии к хазарской знати иудейского исповедания находится в противоречии со всеми фактами, приведенными самим же М. И. Артамоновым (см.: История хазар. С. 280 и след.).
236
Философская интерпретация термина восходит к Филону Александрийскому. В Талмуде Шехина отождествляется с божеством. Одетая в темные одежды, она бродит по земле, оплакивая Иерусалимский храм и горе своих детей, рассеянных среди народов. Иосиф имел в виду скорее мифологическое, нежели философское значение слова «Шехина».
237
Коковцов П. К. Указ. соч. С. 80, 97.
238
А. Кёстлер приводит свидетельство караимского автора XI в. Яфета ибн-Али, который называет хазар иудейской веры бастардами (мамцер), показывая тем самым, каким путем эта вера распространялась в Хазарии (Koestler A. Op: cit. P. 80). При наличии естественного хода метисации нет нужды искать мотивы политического характера. Бастарды возникают не по инструкциям правительства.
239
Берлин И. Указ. соч. С. 84.
240
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 280.
241
Цит. по: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 324, так как здесь приведен сравнительный анализ смысловых оттенков трех параллельных переводов.
242
См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 341.
243
См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани // Русская литература. 1974. № 3. С. 166.
244
См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 328.
245
См. там же. С. 329.
246
См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. С. 168.
247
См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. С. 172 (приведена сноска на Длугоша).
248
Масуди; цит. по: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., 1963. С. 194.
249
Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 213.
250
Там же. С. 216; харадж – государственный налог.
251
См.: Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. С. 147.
252
Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров // Россия и Азия. СПб., 1876. С. 66.
253
См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод… С. 140–143.
254
Там же. С. 141.
255
Место этого города не установлено. См. там же. С. 161.
256
Там же.
257
См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод… С. 148.
258
См. там же. С. 156.
259
См. там же. С. 164.
260
Там же. С. 144.
261
См.: Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. С. 63.
262
См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. С. 176–178.
263
См.: Руденко С. И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.; Л., 1962.
264
См.: Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.; Л., 1966.
265
См.: Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.
266
Ваза из Сентмиклошского клада. Музей истории искусства. Вена.
267
См.: Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги // Сообщения Государственного Эрмитажа. XXVI. Л., 1965. С. 49–51.
268
См.: Биджиев Х. Х., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища // Археология Северного Кавказа. VI Крупновские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976. С. 12–13.
269
«Верховный глава их исповедует веру еврейскую; той же веры равным образом как Ища (царь), так и военачальники и вельможи, которые состоят при нем; прочие же хазары исповедуют религию, сходную с религиею турок (мадьяр. – Л.Г.)». Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, бургасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен-Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста. – Л.Г.). СПб., 1869. С. 17.
270
Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. Т. XVIII. 1953. С. 131; Он же. Русь и Хазария (к исторической географии Хазарии) // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия: Сб. статей. М., 1952.
271
Koestler A. Op. cit.
272
Каган (Qayan – тюрк.) – суверенный государь. Буквально: «великий» на сиу-дакотском языке (wakan). См.: Каримуллин А. Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими // Вопросы географии США. Л., 1976. С. 116; Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны // Там же. С. 123–125.
273
Людовик имел в виду остатки этноса подлинных аваров (обров), уцелевшие после поражения, нанесенного им франками в 795 г. Эти авары продолжали жить в Паннонии под властью собственного кагана еще в середине IX в. (см.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. V. С. 432).
274
Немецкие хронисты X в. отождествляли русов с ругами (см. § 27). Б. Ч. Скржинская полагает, что руги вышли из Скандзы раньше готов (см.: Иордан. С. 192, 254). Во II в. руги жили у Балтийского моря, где оставили след в названии острова Руги (Рюген). Их причисляли к германской группе, т. е. к оседлым этносам, а не к сарматской – кочевникам. Были ли руги германоязычны – сказать трудно, но даже если так, то это был архаический, прагерманский слой, восходящий к индоевропейской общности. Но то, что они не славяне, это несомненно.
275
См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 354.
276
Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах» // Чтения в Обществе по изучению древних рукописей. М., 1899. С. 15; цит. по: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 349.
277
См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 347.
278
Не в XI в., как иногда думают, так как еще по совету патриарха Феогноста (933–956) царь Петр сажал богумилов в тюрьмы. Источник: Пресвитер Козьма. Беседа на новоявленную ересь Богумила (см. История македонского народа. Скопье, 1975. С. 37–38).
279
Россомоны упоминаются готским историком Иорданом (IV в.) как противники готов и союзники гуннов. В VIII в. греческие и арабские авторы называют их россы или русы.
280
См.: Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. С. 355–419.
281
Там же. С. 397–401.
282
Там же. С. 391.
283
Там же. С. 401.
284
Характеристика Ибн-Хаукаля; см.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 404.
285
Согласно Бируни, который назвал Волгу «Нахр ас-сакалиба», А. П. Новосельцев оспаривает это отождествление (см.: Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 370), так как переводит название «сакалиба» как «славяне», а на Средней Волге в IX–XI вв. славян не было. Однако перевод его произволен, потому что этноним «славяне» писался «славия» (см. § 28. Рахдониты).
286
См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 367–369.
287
Под термином «остров» понимался любой изолированный регион.
288
Видимо, завоевание Киева русами можно датировать 852 г., ибо в этот год «нача ся прозывати Руска земля» (ПВЛ. Ч. I. С. 17).
289
См.: Новосельцев А. П. Указ. соч. 417–419.
290
См.: Шушарин В. П. Древнерусское государство в западно – и восточноевропейских средневековых памятниках // Древнерусское государство и его международное значение. С. 422.
291
Там же. С. 429.
292
Иордан. С. 192–193.
293
Этнонимы старых славянских этносов имели окончание «не»: поляне, древляне, северяне, словене; вновь прибывших – «ичи»: кривичи, радимичи, дреговичи; исключение из правила – тиверцы.
294
См.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. IV. Л., 1940. С. 29; цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 108; Артамонов М. И. Вопросы расселения восточных славян и «Советская археология» // Проблемы всеобщей истории: Историографический сборник. Л., 1967. С. 29–30.
295
См.: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 214.
296
См.: Ловмяньский Г. Рерик Ютландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. VII. Таллин, 1963. Цит. по: Лебедев Г. С. Указ. соч. С. 214.
297
См.: Лебедев Г. С. Указ. соч. С. 214.
298
Скилица; цит. по: История Византии. Т. II. С. 228.
299
См.: История Византии. Т. II. С. 230 и примеч. 19.
300
Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. IX. М.; Л., 1965. С. 9.
301
См.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1901. Т. I. Период первый. Первая половина тома. С. 51–52.
302
См.: Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948. С. 229.
303
Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками; только немногие исповедовали иудаизм (см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 280). Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане – иудеями (см. там же), но, по-видимому, он имеет в виду только население столицы.
304
См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 342.
305
Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то, что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу пленных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов-расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое и в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветом. В идеологическую основу антисистемы могла быть положена и другая концепция.
306
Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937. С. 247.
307
См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 487–488.
308
См.: История Норвегии. М., 1980. С. 101.
309
Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967. С. 19.
310
См.: Коган М. А. Смелые мореходы средневековья – норманны. Л., 1967. С. 13.
311
См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 249 (письма папы Стефана III).
312
См. там же. С. 276 (Agobardus. De insolentia Judaeomm. P. 5).
313
См. там же. С. 268–269 и 271–272.
314
См. там же. С. 272.
315
См. там же. С. 143.
316
См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 489.
317
«Варяги из заморья» взимали (или собирались взимать) дань с чуди, мери и кривичей, а хазары – с полян, северян и вятичей (ПВЛ. Ч. I. С. 18).
318
См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 243.
319
См. там же. С. 280.
320
См.: История СССР. Т. I. М., 1966. С. 482.
321
См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 338.
322
ПВЛ. Т. II. С. 247.
323
См.: Хеннинг Р. Указ. соч. Т. II. С. 165–173.
324
См.: Шевченко Ю. Ю. На рубеже двух этнических субстратов Восточной Европы VIII–X вв. // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977. С. 46–47; Гумилев Л. Н. Древняя Русь и ее соседи в системе международной торговли и натурального обмена // Изв. ВГО. Т. 119. Вып. 3. 1987. С. 223–234.
325
Артамонов М. И. История хазар. С. 383.
326
Очевидна тенденциозность летописцев, которые счет победам русов ведут с Олега, отодвигая Аскольда и Дира в тень. (Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси… С. 78).
327
См.: Вернадский В. И. Указ. соч. § 207. С. 285.
328
ПВЛ. Ч. I. С. 25.
329
Разбор версий см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси… С. 84–89.
330
См. там же. С. 89.
331
См. там же. С. 48–56.
332
ПВЛ. Ч. I. С. 25; С. М. Соловьев тоже скептически относится к «достижениям» Олега. По его мнению, они ограничивались ограблением беззащитных славянских племен.
333
Николаев В. Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник. Т. 42. М., 1981. С. 147–153.
334
Дром (греч.) – бег. Эти разбойники умели так быстро убегать от регулярных войск, что этим заслужили свое прозвище (см. там же. С. 151).
335
Фема (греч.) – военный округ в Византии при Македонской династии.
336
См.: Византийский временник. Т. 42. С. 152.
337
См. там же. С. 150.
338
Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 399.
339
См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. С. 185–195.
340
См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии; он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 81–90; он же. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (Опыт историко-географического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85–94.
341
См.: Грибанов Л. Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вестник с.-х. науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78–86.
342
Сын болгарского эльтебера был заложником у хазар, а «дочерей хазарский царь требовал себе в гарем» (Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 141).
343
См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 139 и примеч. 599.
344
Артамонов М. И. История хазар. С. 385.
345
См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 129.
346
Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 223.
347
См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 40.
348
Гурган – от персидского слова «гург» – волк; это древняя Гиркания, по-арабски – Джурджан.
349
Коковцов П. К. Указ. соч. С. 123.
350
ПВЛ. Ч. I. С. 21.
351
Grousset R. L’Empire des Steppes. Paris, 1960. P. 238.
352
См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани (Опыт критического комментария) // Русская литература. 1974. № 3. С. 171–173.
353
Масуди; цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 198–201.
354
Они названы «аджам», т. е. «не-мусульмане». См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 199.
355
См.: Петрушевский И. П. Указ. соч. С. 249.
356
См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 215.
357
Grousset R. L’Empire… P. 238.
358
См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 133.
359
Там же. С. 139.
360
Там же. С. 127.
361
См.: Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор в становлении Древнерусского государства // Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. С. 203–206.
362
См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен.
363
См.: История Византии. Т. II. С. 229.
364
Цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.
365
Василий Македонянин был армянин, переселившийся в Македонию. Эпоха Македонской династии была временем преобладания армян при дворе и в управлении.
366
Русь в узком смысле включала три города: Киев, Чернигов и Переяславль.
367
См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. 117.
368
Об этой войне подробно рассказывает Кембриджский аноним, еврейский автор XII в. Несмотря на аморфность повествования, достоверность событий подтверждается историческим анализом (см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани… С. 168).
369
См.: Коковцов П.K. Указ. соч. С. 117.
370
ПВЛ. Ч. II. С. 254.
371
См.: Шахматов А. А. Разыскания… С. 102–103.
372
См.: Зайцев А. К. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X–XIII вв. М., 1975. С. 67–68.
373
См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани… С. 170.
374
См.: Берлин И. Указ. соч. С. 147–149.
375
Коковцов П. К. Указ. соч. С. 120.
376
ПВЛ. Ч. I. С. 33, 230.