Размер шрифта
-
+

Древность. история - стр. 16

Центром по сбору и изучению этнографического материала с середины 19 века являлось Русское Географическое общество, основанное в 1845 году. С середины 19 века этнография – самостоятельная наука.

1855 год Н. Г. Чернышевский – закономерность развития от дикости к цивилизации.

Большое значение в археологии имело открытие озерных свайных построек, свайной постройкой называлось всякое сооружение, воздвигнутое на столбах. О них упоминает еще Геродот. В 1854 году в Европе была сильная засуха. Уровень воды в Швейцарии понизился. При земляных работах были обнаружены свои каменные и костяные орудия, черепки глиняной посуды. Оказалось, что здесь несколько перемежающихся с песком слоев. Впервые было открыто поселение каменного века с таким обилием вещей из камня, но и дерева, костей, тканей. Вода законсервировала разложение.

Начало изучения истории семьи положил швейцарский ученый И. Я. Баховен. В работе «Материнское право» (1861) он высказал мысль о господстве женщин в прошлом у всех народов, чем нанес удар по теории о изначальном существовании патриархальной семьи (родоначальник Аристотель 4 век до н.э.), но развитие семьи он связывал со сменой религиозных представлений.

В 1868 году в Северной Испании, а Альтармире, охотник за дикими козами открыл пещеру. Об открытии узнал испанский археолог – любитель Савтуола, посетил ее и нашел следы первобытного человека. Однажды он взял с собой свою маленькую дочку, которая и обнаружила на потолке картины. Позже в различных частях Европы были обнаружены десятки пещер, которые содержали художественные рисунки и скульптуры первобытного человека. Некоторые рисунки были обнаружены под сталагмитами, некоторые были покрыты толстой корой известняка.

В 1871 году Ч. Дарвин «Происхождение человека и половой отбор».

Л. Г. Морган в 1877 году «Древнее общество». Появление патриархальной семьи связано с разложением родовых отношений, материнский род предшествовал отцовскому. Моногамия – продукт классового общества. Установил периодизацию первобытного общества.

Ф. Энгельс (1884) «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

1876 «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»,

«Анти-Дюринг» (о рабстве),

«Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (о причине религий).

В данной теме весьма важным является вопрос о грани, отделяющей человека от обезьяны. Речь идет о трудовом, морфологическом и филологическом критериях. Важны выводы Энгельса о различии между применением случайных орудий труда и систематическими трудовыми действиями по созданию и употреблению различных орудий. Не только эволюционное развитие, но прежде всего переход качества биологического в общественное – высшую форму, движения материи. Трудовой процесс выделил древнейшего человека из мира животных. В процессе применения орудий труда сформировалась человеческая рука. Освобождение руки от участия в передвижении человека. Окончательно утвердилось вертикальное положение человеческого тела при ходьбе и работе. Развитие звуковой речи. «Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Только блага даря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и за более долгие промежутки времени, также костей. Путем постоянного усовершенствования новых и более сложных операций – человеческая рука достигла совершенства».

Страница 16