Древний Восток - стр. 8
Внешняя политика. Яхмос 1 вторгся за гиксосами в Палестину и овладел городом Шарукен. Тутмос 1 дошёл до реки Евфрат, а на юге до третьих Нильских порогов. После его смерти в 1525 г. до н. э. наступил временный спад в агрессивной внешней политике. Сын Тутмос 2 проправил несколько месяцев, а в малолетство его сына Тутмоса 3 всю власть захватила мачеха и одновременно тётка последнего, по имени Хатшепсут до 1503 г. до н. э. Она опиралась в своём правлении на жречество Фиванского бога Амона. Вместо военных походов она снарядила морскую экспедицию в страну Пунт (современная Эритрея и Сомали) и её корабли вернулись нагруженные золотом, слоновой костью, душистой мирровой смолой и живыми мирровыми деревьями, посаженными в кадки, а также обезьянами и собаками. Хатшепсут приняла на себя титул фараонши. После её смерти в 1503 г. до н. э. Тутмос 3 круто изменил внешнюю политику. Затеял битву при городе Мегиддо, полгода осады. Овладел всей Малой Азией, Нильской Эфиопией (Куш). Степень зависимости покорённых стран была различной. После целого ряда завоевательских войн наступил мирный период во время долгого царствования Аменхотепа 3 (1455–1424 гг. до н. э.) военные действия почти прекращаются, зато оживляются торговые и дипломатические связи Египта. К концу его царствования зависимые царьки Сирии и Палестины ведут между собой войны, не считаясь с приказами фараона. Они заключили союз с Хеттами. С юго-востока, из сирийской степи вторгаются племена хабири.
Аменхоеп 4 (1419–1400 гг. до н. э., с 1424 по 1429 гг. соправитель отца) мало обращал внимание на Азиатские владения. Аменхотеп опирался на недовольных служилых людей, пытался подавить старую знать и заносчивое духовенство. Фиванская борьба вылилась в форму идеологического столкновения, в соперничество между различными культами. Религиозная реформа: он конфискует владения фиванских храмов, подвергает его культом Атона (солнечного диска). В центральном Египте создаётся новая столица Ахетатон («Горизонт Атона»), современная Тель-эль Амарна. Верховным жрецом становится сам царь. Монотеизм, хотя другие боги, кроме Атона, не запрещались. Действия фараона не получили широкого отклика в стране, после смерти Этанона (Аменхотепа 4) (угодный Атону), его ближайшие родственники и друзья стали искать компромисса с консервативными жреческими кругами. Юный зять Эхтанона по имени Тутанхомон, едва вступив на трон, стал восстанавливать старые порядки. Он вернул фиванским храмам их богатства и привилегии и сам вернулся в Фивы. Когда он умер внезапно в 19 лет, жрецы погребли его с исключительной пышностью в подземном склепе.