Древние палестинские обители и прославившие их святые подвижники - стр. 54
После того епископ взял меня, грешного диакона, и мы вошли в гостиницу, где была дана нам келья.
Войдя в спальню, упал он на землю лицем своим и, ударяя в грудь свою, плакал и стенал. “Господи Иисусе Христе! – говорил он. – Прости меня, грешника и недостойного. Уборы одного дня на блуднице далеко превышают убор души моей. Каким лицем буду смотреть я на Тебя? Как оправдаюсь пред Тобою? Скрыть души моей пред Тобою не могу, Ты видишь все тайны. Горе мне, грешнику! Стою пред престолом Твоим и не выставляю души моей в той красоте, какой желаешь Ты. Она обещалась нравиться людям – и нравится. Я обещал угождать Тебе – и солгал от нерадения моего. Нагой я пред небом и землею, не выполняю заповедей Твоих. Итак, нет мне надежды на дела мои; надежда моя только на Твое милосердие, от которого ожидаю спасения”. Так говорил он и долго горевал. В тот же день праздновали мы праздник.
На следующий день, который был воскресным, после того как совершили мы ночные молитвы, святой епископ Нонн говорит мне: “Брат диакон! Я видел сон и сильно смущаюсь. Я видел во сне: стоит у алтаря черная голубка, покрытая всякою грязью; она летала около меня, и зловония ее не мог я выносить. Она стояла около меня, пока не совершилась молитва оглашаемых. Когда диакон возгласил: Оглашенные, изыдите, она уже более не являлась. Когда после молитвы верных и совершения приношения отпущен был народ, голубка, покрытая нечистотами, опять пришла и летала около меня. Протянув руку, я взял ее и опустил в купель преддверия церковного. Голубка вышла из воды совсем чистой и белой как снег. Летая, понеслась она вверх и исчезла из глаз”. Когда святой Божий епископ Нонн рассказал свой сон, то взял меня, и мы с прочими епископами пришли в великую церковь, где поздравляли епископа города.
Войдя в церковь, поучал он народ; епископы сидели на кафедрах. После уставного служения, или после чтения Евангелия, епископ города, подавая святое Евангелие блаженнейшему Нонну, предложил ему сказать поучение народу. Он изрекал премудрость Божию, обитавшую в нем, – ничего не говорил он изысканного или беспорядочного, но, исполненный Святого Духа, обличал и увещевал народ, со всею искренностью говоря о будущем суде и о будущем воздаянии. Весь народ сильно сокрушался от его слова, так что пол обливался слезами. По устроению милосердия Божия пришла в ту же церковь и та блудница, о которой говорено было. И дивное дело: та, которая никогда не думала о грехах своих и никогда не ходила в церковь, внезапно поражена была страхом Божиим, проливала потоки слез и никак не могла удержаться от рыданий. Потом она сказала двум слугам своим: “Стойте здесь; когда выйдет святой епископ Нонн, идите за ним и узнайте, где живет он; потом придите и скажите мне”. Слуги поступили так, как приказала госпожа; следуя за нами, пришли в церковь святого мученика Юлиана, где для нас была гостиница или келья. Потом ушли и сказали госпоже: “Он живет в церкви святого мученика Юлиана”. Услышав это, она тотчас прислала с теми же слугами такое письмо: “Святому ученику Христову – грешница и ученица диавола. Слышала я о Боге твоем, что Он преклонил небеса и нисшел на землю не для праведных, а для того, чтобы спасти грешников. Он столько смирялся, что приближался к мытарю, и Тот, на Кого не смеют смотреть Херувимы, шел между грешниками. И ты, господин мой, в котором так много святости, хотя не видал телесными очами Христа Иисуса, говорившего с самарянкою у колодца, но искренний поклонник Его, как слышала я от христиан. Если же ты ученик Его, то ты не отвергнешь меня, желающую через тебя видеть Спасителя”. Святой епископ Нонн отвечал ей письмом так: “Все открыто Богу: и дела твои, и желание твое. Но говорю тебе: не искушай смирения моего, я грешный раб Божий. Если ты искренно желаешь благочестия, принять веру и видеть меня, то в присутствии других епископов, которые тут со мною, можешь видеть меня, но одного не увидишь”. Когда прочитала это грешница, то весьма обрадовалась, бегом пришла в церковь святого мученика Юлиана и дала знать о своем приходе. Святой епископ Нонн, услыхав о том, пригласил к себе епископов и затем приказал ей войти. Войдя туда, где собраны были епископы, она упала на пол и ухватилась за ноги блаженного Нонна епископа. “Умоляю тебя, Владыко мой, – говорила она, – будь подражателем учителя твоего Господа Иисуса, излей на меня доброту твою, сотвори меня христианкою. Я, владыко мой, море грехов и бездна нечестия. Прошу, чтобы крестили меня”. Едва святой епископ мог убедить ее встать. Потом сказал ей: “Правила церковные велят крестить блудницу только если представит она поручителей в том, что не будет более валяться в грехах”. Выслушав это решение, она опять упала на пол, ухватилась за ноги святого епископа и, омывая их слезами, говорила: “Дашь ответ Богу за душу мою, и на тебя возложу нечестие дел моих, если станешь откладывать крещение гнусной грешницы; не найдешь ты доли у Бога со святыми, если меня не удалишь от злых дел моих”. Тогда все епископы и собравшиеся клирики, видя такую грешницу, так горячо желающую благочестия, сказали: “Мы еще не видали такой веры, какова вера этой грешницы”. Тотчас послали меня, диакона, к епископу города возвестить ему о всем и просить, чтобы блаженство его приказало прислать одну из диаконисс. Услышав это, он сказал: “Хорошо, почтенный отец”. И тотчас прислал со мною первую из диаконисс, госпожу Роману. Она застала ее еще у ног епископа Нонна. Он едва мог поднять ее. “Встань, дочь, для совершения заклинания; исповедуй все грехи твои”. Она отвечала: “Если посмотрю на сердце мое, то не нахожу в себе ни одного доброго дела. Знаю грехи мои, их более, чем песка в море. Уповаю на Бога твоего, что Он Сам взвесит тяжесть грехов моих и призрит на меня”. Тогда епископ Нонн спросил: “Как твое имя?” – “Родители мои, – сказала она, – назвали меня Пелагиею, а граждане Антиохии зовут меня Маргаритою