Древние палестинские обители и прославившие их святые подвижники - стр. 46
Авва Илия рассказывал: «Увидел я, что один взял себе под мышку тыкву с вином. Чтобы пристыдить бесов (ибо это был призрак), я сказал брату: “Сделай милость, подними мне это”. Как он поднял свою одежду, оказалось, что у него ничего нет. Это сказал я вам для того, чтобы вы иному не верили, хотя бы сами видели это или слышали. Особенно же наблюдайте за помыслами, пожеланиями и мыслями, зная, что их часто внушают демоны, дабы осквернить душу помышлением о вещах бесполезных и отвлечь ум от размышления о грехах своих и о Боге».
Также говорил: «Люди обращают ум свой или ко грехам, или к Иисусу, или к людям».
Также говорил: «Если душа не поет вместе с телом, напрасный труд. Если кто любит скорбь, впоследствии она доставит ему радость и успокоение».
Он же (авва Илия) сказывал: «Один старец жил в капище. Демоны пришли и говорят: “Выйди из нашего места”. Старец отвечал: “Вы не имеете места”. Демоны стали разбрасывать его ветви. Старец терпеливо собирал их. После сего демон, схватив его за руку, повлек вон. Когда же старец подошел к двери, то другою рукою ухватился за дверь и воскликнул: “Иисусе, помоги мне!” Демон тотчас побежал, а старец начал плакать. Господь сказал ему: “О чем ты плачешь?” – “О том, – говорит старец, – что демоны дерзают владеть человеком и это делать ему”. Господь сказал ему: “Ты был нерадив, а когда взыскал Меня, ты видел, как скоро Я помог тебе”. Говорю это к тому, что надобно много трудиться, а кто не будет трудиться, не будет иметь Бога с собою, ибо Он был распят за нас».
Брат пришел к авве Илии молчальнику в монастырь при пещере аввы Саввы и говорит ему: «Авва! Дай мне наставление». Старец отвечает брату: «Во дни отцов наших были три любимые добродетели сии: нестяжание, кротость и воздержание; а ныне преобладают между монахами: любостяжание, гордость и невоздержание. Избирай, что хочешь»[108].
Некоторые черты и случаи из жизни преподобного Илии ясно также показывают высоту его духовной жизни и нравственных совершенств, какими он обладал. Преподобный Илия с того времени, как стал иноком, никогда не пил вина. Это правило соблюдал он во всей целости и тогда, когда занял патриарший престол Святого города[109].
Блаженный патриарх Илия, сосланный в заточение, пробыл там пять лет. Во все это время Палестину одно за другим поражали необычайные бедстия: засуха, саранча и голод. Жители Палестины уверены были, что их постиг праведный гнев Божий за изгнание достойного и добродетельного пастыря[110].
Когда настал пятый год пребывания блаженного Илии в заточении, посетили его в это время преподобный Савва Освященный со Стефаном, начальником обители Евфимия Великого, и Евфалом, игуменом Иерихонских обителей, основанных патриархом. Обрадовался их прибытию патриарх и удержал у себя на несколько дней; но они видели его только около девятого часа дня, то есть вечером, ибо все прочее время он проводил в безмолвии, в посте и молитве. Однажды собрались посетители в обычное время и ждали патриарха, но он не пришел к ним. Явился он уже около полуночи и сказал: «Вы вкушайте пищу, мне же некогда». Преподобный Савва, заметив в патриархе внутреннее волнение, просил его сказать, что у него на сердце. Тогда, помолчав и прослезившись несколько, святитель сказал: «Император Анастасий скончался в сию самую минуту, как я говорю с вами; и я должен последовать за ним через десять дней, чтобы нам судиться пред судилищем Господа Иисуса». С этого времени патриарх питался только Бескровною жертвою. За три дня до своей кончины он впал в легкую болезнь, положившую предел его святой жизни. Св. Савва и бывшие с ним игумены не отходили от смертного одра патриарха. В десятый день, приняв в последний раз Святые Таины, мирно преставился на их руках восьмидесятилетний святитель. Это было 9 июля 518 года.