Размер шрифта
-
+

Древние цивилизации Евразии. Исторический путь от возникновения человечества до крушения Римской империи - стр. 28

Различные проблемы, приводящие к внутреннему разладу, слабые правители и иноземные вторжения расшатывали царскую власть. В такие периоды вся экономическая и социальная структура Египта сильно страдала, однако в конечном итоге страна снова объединялась под властью царя-бога.

Египетское мировоззрение

Египтяне жили в разделенном на классы обществе, которое давало им немного больше свободы, чем это было в вавилонском обществе. Во многих отношениях образ жизни и мыслей в обеих областях был сходным. Тем не менее в целом взгляды на жизнь в Египте значительно отличались. Частично причиной послужило географическое положение страны. Летние разливы Нила, разносящие темно-красный осадок, были более регулярными, чем разливы Тигра и Евфрата. К тому же пустыни на востоке и на западе сильнее изолировали Египет от внешнего мира. Возможно, позднее появление городов в Египте способствовало меньшему давлению на обычного человека.

Во всяком случае, жизнь в Египте носила более определенный характер, и египетская модель была меньше подвержена иноземному влиянию. Несмотря на изнурительный труд, египтяне были довольно жизнерадостными и наслаждались бытием на земле, пока могли. Они также не слишком глубоко задумывались о смысле жизни и в своей относительной изоляции тяготели к проявлению самоуверенности, граничащей с заносчивостью, и оптимизму. Трагический образ Гильгамеша едва ли был понятен в Египте.

Одним из результатов такого склада ума стало искусство, которое до сих пор привлекает наше внимание. Гробницы были богато украшены росписями и рельефами – сценами, изображавшими их владельцев в повседневной жизни, возможно, с магической целью обеспечить им наслаждение той жизнью, к которой они привыкли. Хотя большинство таких изображений были условными, почти детскими, лучшие примеры имеют натуралистичный вид. Чтобы обеспечить бессмертие царям и их выдающимся советникам, в гробницы помещали множество грандиозных статичных статуй из прочных материалов. Работая с самыми твердыми породами камня, египетские скульпторы достигли уровня мастерства, часто приводящего к созданию шедевров. Египетские архитекторы первыми начали строить монументальные сооружения из тесаного камня. Даже в мебели, украшениях и иероглифах проявлялась любовь к изящной утонченной красоте, ставшей результатом искусных техник и стилистических традиций, которые распространились на остальную часть Древнего мира.

Другим достаточно необычным следствием стала глубокая вера в жизнь после смерти, в то, что существование человека не заканчивается в этом мире. Идея воскрешения и загробной жизни была тесно связана с ежегодным разливом Нила и появлением новых всходов. В древнейшие времена достигнуть бессмертия могли только цари и их ближайшее окружение. Однако к 2000 году до н. э. после короткого периода распада и отсутствия политического единства обычные люди также заявили о таком праве, для чего при жизни тщательно готовили запасы пищи, косметику, так называемых кукол-конкубин и дома для души – словом, все, что позволяли их средства. Эта вера в загробную жизнь приобрела небывалый размах лишь около 1200 года до н. э. Затем египетская цивилизация стала развиваться по стереотипной схеме. Беззаботность жизни исчезла, а магические ритуалы вытеснили ранние попытки установить моральную ответственность человека за свои поступки в качестве подтверждения его права войти в загробный мир.

Страница 28