Размер шрифта
-
+

Древние цивилизации Евразии. Исторический путь от возникновения человечества до крушения Римской империи - стр. 21

Кто, мой друг, [– говорит Гильгамеш, —] избегнул смерти?
Только боги вечно живут под солнцем.
Что до людей, то сочтены их дни;
Чего бы ни достигли, – всё ветер!

Поэтому, пока люди живы, дайте им хотя бы сделать себе имя.

Во время странствий Энкиду оскорбил богов и в конце длинной сцены, наполненной предсмертными обвинениями в адрес божественных повелений, скончался. Сначала Гильгамеш оплакивал его, а затем отправился искать цветок вечной жизни, чтобы воскресить друга. В конце концов он добрался до Утнапишти, прототипа библейского Ноя, который рассказал ему историю о Потопе и дал совет, где добыть чудесное растение. К сожалению, по возвращении Гильгамеш лишился цветка из-за змеи.

Эпос о Гильгамеше – это пространное размышление о природе человека, который борется, но в итоге все равно должен умереть. Это также восхваление дружбы и объяснение значения цивилизации. Суровый Гильгамеш защищает свой город от жестоких сил природы, которых символизируют убитые им чудовища. Укрощение Энкиду, сначала «не знавшего ни людей, ни мира» и питавшегося травами вместе с газелями, является иллюстрацией перехода человечества от дикости к цивилизации. Став «как человек», Энкиду облачился в одежды и вышел защищать скот от львов и волков.

Масштаб и поэтическая сила эпоса о Гильгамеше обеспечили его существование на протяжении двух тысячелетий. Подобно гомеровским поэмам Илиаде и Одиссее, это произведение послужило источником художественных мотивов будущего. Фигура Гильгамеша, душащего льва, появляется даже на капителях средневековых соборов. В других отношениях вавилонский эпос также вызывает сравнение со знаменитыми поэмами Гомера, особенно с Илиадой, которая повествует о полубоге Ахиллесе и его друге, который погибает. События в обоих произведениях происходят на двух уровнях – божественном и человеческом, и именно на божественном решается, что именно случится. Однако мировоззрение Гомера во многом сильно отличается от представлений вавилонских поэтов. Более древняя история менее красочна и обладает меньшим художественным единством, она наивнее и гораздо приземленнее, особенно в сценах с блудницей. Чудовища в ее фабуле являются важным элементом, и она обращена скорее к эмоциям и страстям, нежели к разуму, как Илиада.

Эпос о Гильгамеше прежде всего проливает свет на человеческую природу, однако в целом, а не на отдельных личностей, которые редко описаны подробно, и ее общая атмосфера гораздо мрачнее. Герои Илиады так же твердо, как и Гильгамеш, знают, что мир сотворен богами и что людям суждено умереть, однако, пока они живы, их сердца наслаждаются удовольствиями окружающего мира.

Страница 21