Дресс-код от заката до рассвета. Этикет и классика как способы самовыражения - стр. 7
Никакой необходимости уточнять просто не было.
Со временем же рамки раздвигались естественным образом: люди стали больше путешествовать, больше общаться, промышленные революции принесли «новые деньги» и новые профессии, «люди искусства» стали интересны всем, и собрать хорошее общество стало означать не только «пригласить своих». Новым людям зачастую требовалось уточнение, в чем именно их ожидают увидеть на ужине, чтобы не попасть в неловкое положение и не стать белой вороной и темой неприятных обсуждений.
Таким образом, дресс-код – это прямое, четкое, внятное указание, как правильно выглядеть при определенных обстоятельствах. Изначально их было столько, сколько необходимо, а именно два – white tie и black tie.
Со временем дресс-кодов развелось, иначе и не скажешь, огромное, просто немыслимое, а главное, ненужное количество. Буквально каждое событие обрастало невероятным количеством мифических требований, запретов и уточнений, которые и сегодня можно встретить в статьях, книгах, в интернете, зачастую просто дезинформируя честных налогоплательщиков.
Конечно, не стоит думать, что на деле никаких правил и ограничений нет. Изначально они опирались на так называемую шкалу формальности, которая в общих чертах определяла, какая ткань уместна днем, а какая – вечером, когда надевают соломенную шляпу, а также объясняла, почему коричневые ботинки не надевают в городе. Или почему, например, полоска в мужском костюме считается более формальной, чем клетка, а синий цвет стоит выше коричневого. И почему формальные строгие ботинки «оксфорды» не надевают с джинсами. Это была вполне сложившаяся структура, пусть и не абсолютно одинаковая для всех стран и сословий, но служащая ориентиром.
Пятничная история
О внешнем виде и внутреннем содержании
Однажды Данте Алигьери, поэта и основоположника литературного итальянского языка, пригласили в гости. По неизвестным причинам великий итальянец как-то неудачно подготовился к приему и пришел совершенно не нарядный, за что, видимо, и получил место в конце стола. В те времена это также означало, что еды ему досталось весьма немного. Когда хозяин потом узнал, что это был Данте, он очень огорчился, смутился и пригласил поэта снова. Тут уж Данте постарался, пришел, как положено, нарядным и роскошным. Его посадили рядом с хозяином, а когда начали подавать еду, Данте стал бросать куски себе на платье. Когда все удивились, чем накрыло поэта и что он делает, Данте ответил, что кормит свое платье, ведь именно его пригласили на пир.
Сегодня встречается и обратная крайность – запретов никаких, демонстрация себя ограничена лишь фантазией и иногда – кошельком, и вся надежда на вкус и разум наряжающегося, а это, увы, весьма ненадежная конструкция.