Драматургия фильма - стр. 6
Часть первая
Основные компоненты драматургии фильма. Система их взаимосвязи
1. Основные компоненты
Компонентов, составляющих драматургическое целое кинокартины, много. Среди них следует выделить основные. Это: 1) движущееся и звучащее изображение, 2) композиция, 3) сюжет, 4) образ целого, 5) идея.
Большое количество других компонентов можно считать составными элементами вышеназванных основных. Так, например: «конфликт», «мотивировка», «перипетия» – являются элементами сюжета; «завязка», «кульминация», «сцена» – элементами композиции, и так далее…
1.1 Система взаимосвязи драматургических компонентов
Как части живого человеческого организма взаимосвязаны друг с другом, так и части драматургического тела фильма связаны между собой по определенному принципу. Каков же этот принцип?
Если подходить к вопросу о соотнесенности компонентов драматургии сценария и фильма с позиций эстетики, то среди них нужно различать:
– компоненты >формы
и
– компоненты >содержания
.
Какие же из перечисленных выше основных слагаемых драматургического целого можно отнести к форме, а какие к содержанию?
Ответ на этот вопрос не так-то прост, ибо принадлежность тех или иных драматургических компонентов либо к форме, либо к содержанию произведения – не абсолютна, а относительна:
– в определенном соотнесении каждый из них выступает >то как элемент формы, то как элемент содержания
.
Сделаем мысленно вертикальный разрез формально-содержательных пластов фильма и обнаружим, что здесь можно и должно говорить об определенном принципе, лежащем в основе системы взаимосвязи драматургических компонентов. Каков этот принцип?
Схема соотнесения основных драматургических компонентов фильма:
Схема 1
Итак:
1. >Движущееся и звучащее изображение
– это самый поверхностный (внешний) формально-содержательный пласт фильма. Через него мы воспринимаем произведение на экране. Он является >формой для композиции
.
2. >Композиция
, в свою очередь, является >содержанием для изображения и звука и формой для сюжета
. Именно через расположение частей мы воспринимаем развитие сюжета.
3. Сам же >сюжет
, являясь >содержанием композиции
, служит >формой для образа целого
. Через течение сюжета мы воспринимаем образ целого, заключенный в произведении.
4. >Образ целого
является >содержанием для сюжета
и >формой для идеи
. Вне образной формы идея фильма не будет художественной. Ведь существует такое определение: «Искусство есть мышление в образах».
5. >Идея
является, естественно, >содержанием
образа целого. В пределах произведения это наиболее глубинный его пласт.
Вот так на наших глазах выстраивается система, основанная на