Размер шрифта
-
+

Драконы могучие и прекрасные. Легендарные ящеры. Огнедышащие, ледяные, водяные драконы в гороскопах, сказаниях и мифах - стр. 8

Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество». Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – устремился на коне своём на змея, потрясая копьём и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Конечно, жители были очень удивлены, что царевна оказалась жива, и в ужасе разбегались от змея. После представления добычи царю Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это повествование имеет дохристианское происхождение и записано в житиях различных святых до того, как его приписали конкретно святому Георгию. В IX и X веках такое чудо, в частности, приписывалось святому Теодору Тирону, а впервые было перенесено на святого Георгия в XI веке. Древнейшее известное упоминание о святом Георгии, убивающем дракона, найдено в грузинском тексте XI века.

Легенда и иконография этого события быстро распространились в византийской культуре в XII веке и тогда же проникли в Европу вместе с крестоносцами. Рыцари Первого крестового похода верили, что святой Георгий вместе со своими товарищами, воинами-святыми Деметрием, Маврикием, Теодором и Меркурием, сражались бок о бок в Антиохии и Иерусалиме.

Поначалу ограниченная придворной обстановкой рыцарского романа, легенда получила популярность в XIII веке и стала излюбленным литературным и изобразительным сюжетом в Позднем Средневековье и Ренессансе, а также стала неотъемлемой частью христианских традиций, связанных со Святым Георгием, как в восточной, так и в западной традиции.

Церковь считает, что святой великомученик Георгий получил прозвание «Победоносец» не столько за мифическую победу над драконом, на исторической достоверности которой вовсе не настаивает церковь, а за духовную победу над своими мучителями.

Образ святого Георгия следует воспринимать как духовный прообраз вечной борьбы добра и зла, которая ведётся в душе каждого человека. Все плохие привычки, злые помыслы, нехорошие поступки по отношению к другим людям – это и есть тот самый дракон, которого должен одолеть каждый, кто называет себя христианином.

Современный образ дракона сложился в Европе в Средние века благодаря сочетанию змееподобных драконов классической грекоримской литературы, упоминаний о драконах Ближнего Востока, сохранившихся в Библии, и европейских народных традиций.

Страница 8