Размер шрифта
-
+

Дорожный посох

1

Жила – здесь: человек, стремящийся к наживе.

2

Ис. 8:8–9.

3

Ис.8:9–9:7.

4

Кувыкать – хныкать, горевать.

5

Ис. 1:16, 55:1.

6

Пс. 28:3.

7

Численник – календарь (разг.).

8

Богоявление – один из двенадцати великих церковных праздников, в честь Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане. См. Мф. 3:13–17; Ин. 1:29–34.

9

Иордань – название проруби в водоеме, сделанной к празднику Крещения Господня для совершения водосвятного молебна.

10

День памяти преподобного Евфимия Великого – 2 февраля по новому стилю (20 февраля по старому стилю). По народной примете по этому дню определяют погоду на Масленицу.

11

Неделя о мытаре и фарисее – первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту. В этот день на Литургии читается притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14).

12

Книга Ефрем – сборник поучений святого Ефрема Сирина.

13

Неделя о блудном сыне – второе из четырех воскресений подготовки к Великому посту. На Литургии читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32).

14

Пс. 136.

15

Преподобный Иосаф (IV в.) – индийский царевич, принявший христианство.

16

Неделя о Страшном суде – третье из четырех воскресений подготовки к Великому посту. На Литургии читается Евангелие о Страшном суде (Мф. 25:31–46).

17

Малоборист – жонглер, номера которого строятся на балансировании предметов.

18

Престидижитатор – фокусник с большой быстротой и ловкостью рук.

19

Эскамотаж (устар.) – ловкое присвоение или подмена различных предметов.

20

Сниток – снеток, небольшая рыбка, озерная корюшка.

21

Причудье – территории в Псковской области, прилегающие к Чудскому озеру.

22

Сухоястие – сухоядение, строгий вид поста, при котором употребляют в пищу в основном сырые фрукты, овощи, орехи.

23

Святой Ерм – римский христианин конца I в.

24

Канон Андрея Критского – Великий покаянный канон святого Андрея, архиепископа Критского (ум. 712), читается во время Великого поста.

25

Исх. 15:1–2.

26

Мф. 5:3-12

27

Преждеосвященная – Литургия Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам Великого поста. На ней причащают Дарами, освященными прежде, на Воскресной литургии.

28

Прóсти – 3 л. мн. ч. от прил. прóстый – прямой, правильный, истинный (церк. – сл.). Призыв священника означает «будьте благоговейны».

29

Три отрока в пещи огненной (VI в. до н. э.) – иудейские юноши Анания, Азария и Мисаил, которые были брошены в печь вавилонским царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

30

Пс. 140:1–2.

31

Херувимская песнь, названная по первым словам «И́же херуви́мы» поется на Литургии во время совершения Великого входа. Это красивое песнопение является своего рода музыкальным центром Литургии и служит как бы переходом от подготовительной части Литургии к главной.

32

Дориносится – составлено из двух слов: греческого «дори», что значит – копье, и русского – «носить». Дориносимый – сопровождаемый почетной стражей с копьями.

33

Это действие указывает на особенность Преждеосвященной литургии как неполной.

34

Торжество Православия – праздник, совершаемый в первое воскресенье Великого поста. Установлен в честь победы над последней ересью иконоборчества и восстановления иконопочитания в 843 году на Константинопольском соборе. Празднуется как победа над всеми ересями.

35

Великомученик Феодор Тирон – святой, принявший в 306 г. мученическую смерть во имя Христа. Память совершается 2 марта и в первую субботу Великого поста.

36

Святитель Тихон Задонский (1724–1783) – епископ Воронежский и Елецкий, богослов, чудотворец, автор многих духовных творений.

37

Архиерей – епископ, священнослужитель третьей (высшей) степени священства.

38

Протодиакон (греч. «старший диакон») – степень диакона. Ее дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу.

39

Стихарь (подризник) – длинная одежда с широкими рукавами, богослужебное облачение чтецов, алтарников, дьяконов.

40

Орарь – длинная узкая лента, часть богослужебного облачения диакона и иподиакона. Диакон носит орарь на левом плече – один конец спускается на грудь, другой на спину.

41

Во вся тяжкая – т. е. во все колокола сразу. Тяжкая – колокола на звоннице на профессиональном лексиконе звонарей. Отсюда произошло выражение «пуститься во все тяжкие», которое было переосмыслено по ассоциации с выражением «тяжкий грех».

42

Смурое – мрачное, хмурое.

43

Серафим (евр. «пламенеющий») – ангельский чин, изображается с шестью крыльями.

44

Иподиакон – церковнослужитель, помощник диакона. Прислуживает при епископе во время его священнодействий.

45

Мф.5:16.

46

Мф. 5:3-12.

47

Пс. 79:15–16.

48

Мф. 18:12–14, Лк. 15:3–7.

49

Ектения (греч. «усердие, протяжение») – общее моление на церковных богослужениях, когда диакон возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» или «Тебе, Господи».

50

Прокимен (греч. «предваряющий») – стих из псалма, которым предваряется чтение отрывка из Священного Писания.

51

Пс. 76:14–15.

52

Аховый – плохой, скверный (прост.).

53

Шпильки – сапожные гвозди.

54

Шкилетина – тощий, худой (прост.).

55

Мф. 25:1-13.

56

Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения.

57

Двенадцать Евангелий – двенадцать отрывков из всех Евангелий, повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Читаются на утрене Великой Пятницы.

58

Во время чтения двенадцати Евангелий прихожане стоят с зажженными свечами, а после утрени по обычаю, не гася, уносят их домой.

59

Ис.53:5.

60

Ин. 13:31–18:1.

61

Колышень – зыбь.

62

Плащаница – икона, изображающая Спасителя во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы – важная часть богослужения Великой пятницы, самого скорбного дня в церковном календаре.

63

Снеговые – т. е. белые.

64

Расстанная – разлучная. Росстань – перекресток, перепутье (устар.).

65

Сорок сороков – большое множество (устар.).

Страница notes