Дороги мира. История и современность - стр. 25
Грамота, данная Иоанном Васильевичем III Спасо-Ефимиеву монастырю, запрещала ездить по дорогам непошлым. Видимо, таковы были общие правила проезда. Крестьяне деревень, принадлежавших непошлым дорогам, несли ямскую повинность, то есть избирали из своей среды ямщиков и платили им жалованье от себя по 15 рублей в год. Эти повинности были тягостны для крестьян. От них освобождались лишь жалованною, княжескою или царскою грамотою. Ее государи давали некоторым владельцам деревень в знак особого благоволения.
За езду платили пошлину, которая шла в доход казны государства. Право на эти ямские пошлины иногда отдавалось по воле государя частным лицам в виде наград.
Те, кто состоял на службе, считались государственными служащими, и если ямщика, государственного человека, во время службы, каким-то образом обижали, ему платили как бы штраф, составлявший 5 рублей (теми, очень старыми и немалыми деньгами).
Общее заведование ямскими делами находилось в ведении Ямского приказа, располагавшегося в Москве.
Бытописатель Кошихин писал: «В Ямском приказе сидит боярин, да думный дворянин, да два дьяка… А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики: и дается им царское жалованье по 20 рублев и больше человеку в год, и лошадей держат они по 3 лошади, а у иных по 6, кто за сколько служит: да им же дается из царской казны за всякую езду на 10 верст по 3 деньги, кто с чем ни едет и что ни везет своего или царского».
Рис. 22. В приказе московских времен. С. Иванов
Ямскими лошадьми могли пользоваться и частные лица. Тот же Кошихин сообщает: «А жалованья ямщикам собирается с крестьян всего Московского государства». За ямщиками строго следили, чтобы они оставались на своих должностях.
Что касается почты, то становление почты впервые в русских сообщениях ее название появилось в договорной грамоте российских и польских послов от 11 декабря 1667 года. В этой грамоте послы договаривались о том, чтобы вместо гонцов учредить почту, которая бы «всякую неделю путь свой шествовала».
Почта ходила с русскими курьерами от Москвы до Смоленска, где передавалась полякам. Смоленск был местом обмена депешами. Но это была государственная почта, в которой граждане без сана не участвовали.
Частные лица посылали письма с нарочным гонцом. Конечно, этот способ сообщения был возможен лишь для людей с достатком. Простолюдины же, безлошадные, не могли себе позволить подобную роскошь. Да и гонцам в пути часто было небезопасно находиться. Поэтому Петр I в свое правление решил преобразовать старый способ сообщения и сделать почту доступной всем сословиям. К тому же, при учреждении почты появлялся новый источник государственных доходов.