Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада - стр. 3
Григорий Лапшин, один из участников той поездки, тоже написал книгу «От реки Волги до реки Оранжевой» – она есть в свободном доступе на нашем сайте – http://www.africa.travel.ru/Gril.htm.
Вернувшись из большого путешествия по Африке, и совершив ещё несколько интересных поездок, в Афганистан (2002) и проч., я подготовил новое путешествие на африканскую землю. Это была Третья Африканская экспедиция, в ходе которой Антон Кротов и Илья Алигожин постарались заехать в Сомали, но попали в эфиопскую тюрьму и были потом депортированы (за наш счёт) из Аддис-Абебы в Москву.
Маршрут этой поездки, как и предыдущих, лежал через Турцию, Сирию, Иорданию и Египет. До Судана нас провожала Наталья Кислицкая (Нотка), до Иордании – Сергей Браславский (Книжник). Я попал в пустынный Судан уже в третий раз, в Эфиопию – во второй, и мог заметить, как наступает цивилизация и изменяется жизнь даже в одном и том же селении (например, Вади-Халфе) за несколько лет. Приходит электричество и деньги; у первого богача в деревне появляется генератор и телевизор; к нему заглядывают в гости его односельчане; вечером пятьдесят человек собираются вокруг телевизора и смотрят, как живёт цивилизованный мир Севера, часто называемый «Запад».
Телевизор показывает мир не сплошняком, а избирательно. Кадры терактов и катастроф, взрывов и войн входят в память и суданцев, и эфиопов, люди становятся более опасливыми. Также начинают беспокоиться полисмены и начальники, руководители страны и местные КГБшники, начинают повсюду искать террористов и взрывников, сторонников Бин Ладена. Деревенские люди видят также картины дворцов и больших квартир, небоскрёбов и автомобилей, и полагают нередко, что все жители Европы и Америки имеют такие квартиры и машины, как показано в художественных фильмах. Реклама сотен ненужных товаров, сладкая и прекрасная, тоже делает своё дело – у людей просыпается желание завладеть этими вещами, коим несть числа – вещами из телерекламы. «Оказывается, наша жизнь не есть самая лучшая, не есть единственно возможная?» – думают они. Появляется недовольство, часто выражающееся не в улучшении своей жизни, а в попытках эвакуироваться на север, в Европу. Тысячи беженцев, переплывающих на лодочках Средиземное море – в основном не жертвы голода, а жертвы навязчивой телерекламы всяких вещей и вообще Западного мира.
Цивилизация несёт, конечно, и пользу. Образованные суданцы говорили нам, что наличие чистой воды и хоть какой-то толковой медицины продляет жизнь, поэтому жители Хартума живут, в среднем, на десять лет дольше, чем деревенские. Лекарства от малярии, современная связь, быстрый транспорт – не верблюды, а что-то более скоростное – экономят время человека, помогают сберечь сотни часов жизни каждый год. Современные водокачки дают больше воды, чем выкопанные в песке традиционные колодцы. А возможность приехать из деревни в столицу и потом обратно вернуться в село на попутном грузовике – бесценно. Такой грузовик становится и для них и для нас машиной времени, соединяющий XIX-й или даже XVII-й век – с веком XX-м. Двадцатый век продолжается в столицах Африки, но, конечно, ещё не двадцать первый, хотя на календарях у нас в Европе уже именно он.