Дорога без возврата - стр. 3
Последовавший расцвет оказался достаточно бурным, чтобы к началу XI века его соизволили заметить две супердержавы того времени – Византия и Киевская Русь. Наглядный пример – замужество княжны Анны Ярославны, которую отец выдал за короля Генриха I. Ведь годовой бюджет Франции при этом короле вырос настолько, что догнал бюджет города Киева. Успешно Европа решила и вторую проблему: куда девать все горячие и склонные к риску и авантюрам головы, которые после завершения войны с маврами были уже не нужны. Их попросту отправили в Крестовые походы, где четверо из пяти гибло, а из оставшихся в живых на родину возвращался один из ста.
Период европейской истории, охватывающий приблизительно XI-XIV века не просто так называют Высокое Средневековье. Именно в начале второго тысячелетия Европа приступила к обустройству своего дома. Нужно было создавать новые законы – наполовину пропитанные родовыми обычаями книги прежних законов (или, как их называли, судебники) морально устарели. Правящему классу была необходима чёткая система старшинства и обязанностей, зависящая не от личности и прихоти вождя, а от социального статуса участника судебных тяжб. Ремесленники объединялись для защиты своих прав в цеха и корпорации и требовали эти права зафиксировать, обязательно на пергаменте и с печатью. Постепенно начала оформляться система законов и указов по аналогии с римской, которой заведовали профессиональные законники, в университетах стали появляться юридические факультеты. Широкое распространение получили Хартии, в которых чётко прописывалось, сколько платит и что обязана делать та или иная община и коммуна, а что – не обязана. Нередко общины были готовы залезть в долги, лишь бы купить у королевского прево или графа такую Хартию. Вторым важным шагом к феодализму и рыцарям, которых мы привыкли видеть в романах и фильмах, стала земельная реформа. В римском праве, а также у унаследовавших его Византии и Руси, поместье (бенефиция) и служба чётко разделялись: земля и доход могли стать наградой, но привязывала к господину клятва верности. В Европе же нашли некую среднюю форму между римской моделью и организацией общин германских племён. Земля была разделена на две группы: аллод – свободно отчуждаемая и делимая индивидуально-семейная собственность (земля, замок, поместье, предприятие), и фьеф (феод) – земля (неделимый домен), закрепляемый за владельцем и дарующий ему определённые права и статус фактом обладания. Вассал приносил клятву верности – оммаж, чтобы получить от сеньора право на защиту и помощь. Но оммаж мог быть расторгнут и без потери домена.