Доказательство апостольской проповеди - стр. 2
В самом произведении имя автора не указано, но принадлежность его святому Иринею Лионскому не подлежит никакому сомнению. Точное совпадение названия произведения, адресата и автора является неопровержимым доказательством того, что найденное произведение тождественно со свидетельством Евсевия. Кроме этого, весьма важно, что в самом произведении автор ссылается на прежде написанное им «Обличение и опровержение лжеименного знания».
Святой Ириней в своем произведении стремился кратко изложить проповедь Истины, христианского учения, Маркиану, чтобы и он, в свою очередь, сообщил ее тем, кто стремится узнать истинное учение.
В основу изложения христианского учения положен «канон веры», как он сообщен при Крещении, а в доказательство его достоверности приводятся обычные во II веке по Р.Х. аргументы и тексты из Священного Писания, взятые преимущественно из ветхозаветных пророчеств, содержание которых раскрывается и комментируется относительно новозаветных событий при аллегорическом и мистическом изъяснении фактов ветхозаветной истории. Так, в новооткрытом произведении святой Ириней выступает не как полемист и ученый, но как пастырь и миссионер, излагающий в общедоступной форме православный взгляд на историю спасения человечества.
Автор не излагает события новозаветной истории, наверное, потому, что считал ее факты общеизвестными; от ветхозаветных пророков он прямо переходит к указанию на плоды искупления, совершенного Христом, утверждая, что только через пришествие Сына Божия люди могли сделаться причастниками нетления. Он только отмечает смысл и значение главных событий земной жизни Господа. Сын Божий стал Сыном Авраама и Давида; Слово Божие стало плотью, чтобы победить смерть и оживотворить человека. Он и наше рождение освятил, и смерть победил. Вместе с тем, Он показал воскресение, став первородным из мертвых, и в Себе воскресил падшего человека, возведя его на небо одесную Отца. Между всеми фактами искупления Господа на земле самая тесная и неразрывная связь: если Он не родился, то Он и не умер; если не умер, то и не воскрес из мертвых; если не воскрес из мертвых, то и не победил смерть и не уничтожил ее владычество; а если Он не победил смерть, то как можем восстать к жизни мы, подпавшие смерти от начала?
К принятию Слова жизни приготовлял Предтеча, Иоанн Креститель, возвещая о Нем, что Он есть Христос, на Котором почивает Дух Божий. Его ученики и свидетели всех Его добрых дел, учения, страданий, смерти, воскресения и вознесения – апостолы, которые, после получения Святого Духа, были посланы Им в мир и призвали язычников, очистив их души и тела крещением водой и Духом Святым. Они исполнили предсказанное пророками призвание язычников. Эту часть своего произведения святой Ириней заканчивает призывом к пребыванию в истине, святости, праведности и терпении: апостолы учили соблюдать тело и душу в чистоте для воскресения.