Размер шрифта
-
+

Доказательства бытия Божия - стр. 8

.

Однако утверждение о том, что мир красив и разумно устроен, это не только один из постулатов естественных наук. Оно служит также и стимулом научного исследования для великий ученых, творцов науки. Так, астроном Кеплер, открывший законы движения планет и окончательно обосновавший гелиоцентрическую систему мира Коперника, был вдохновлен на свое открытие чувством величия Божественного плана. В конце своей пятой книги «Космической гармонии» он писал: «Я пытался создать человеческому разуму возможность с помощью математических расчетов проникнуть в план Божественного творения; пусть Сам Создатель небес, Отец всех разумных существ, Которому наши чувства обязаны своим существованием, Он, Кто Сам бессмертен… пусть будет милосердным и предохранит меня от такого сообщения о Его творении, которое ввело бы в заблуждение наш разум, и пусть Он заставит нас стремится к совершенству Его Божественного творения, посвящая этому нашу жизнь»[7]. Кеплер видел свою задачу как ученого в том, чтобы «познать в природе деятельность Бога и прославить Его творение на основе понимания закономерной гармонии природы»[8].

Эйнштейн, создатель теории относительности, говорит: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Это вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества. Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старыми и новыми воззрениями, мы узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего мира»[9].

Именно этот мотив – увидеть объективно существующую гармонию мира – был стимулом всякой научной деятельности великого физика. Вот, например, что писал автор одного из лучших в мировой литературе жизнеописаний Альберта Эйнштейна Борис Кузнецов: «Весь научный темперамент Эйнштейна был направлен на создание физической картины, выражающей гармонию природы. Все, что было основой такой картины, приобретало для Эйнштейна колоссальное значение, и он работал с неимоверным напряжением и страстью… В творчестве Эйнштейна основной дорогой в "надличное" было создание общих (все более общих!) концепций, раскрывающих гармонию Вселенной»[10]. «Для Эйнштейна теория относительности была этапом развития идеи объективной гармонии бытия. Эта гармония выражается в универсальной причинной связи процессов природы»[11].

Тем же стремлением руководствовался и создатель первой квантовой теории атома, ученый и мыслитель Нильс Бор. «Гораздо сильнее Бор был поглощен извечной этической проблемой свободы и обязанности воли, а позднее – проблемой биологии и физики, – пишет его биограф. – Этот интерес объясняется не просто научной любознательностью, а стремлением познать гармонию бытия без отказа как от требований логики, так и опыта»

Страница 8