Размер шрифта
-
+

Доказать себе существование Бога - стр. 11

1. Сценарий сновидения, его действующие лица появляются мгновенно, без задержки, словно из ничего. Впечатление такое, будто вы случайно попали на какое-то театральное представление.

2. Актеры абсолютно автономны, их действия и реплики определяются как будто только игровой ситуацией.

3. Создается впечатление, что вы никак не влияете на представление, хотя иногда и участвуете в нем.

4. Общая тема любого сновидения чаще всего связана с жизнью и вашими делами в состоянии бодрствования, но связь здесь лишь самая общая. Допустим, драматургу дали указание написать пьесу, действия которой развиваются во времена Екатерины II. Кроме указания на историческую эпоху, во всем остальном автору дается полная свобода.

5. Налицо возникновение новой информации, пусть полезность ее и кажется минимальной.

6. В большинстве случаев мы не сталкиваемся в сновидениях ни с выдающимися людьми, ни с выдающимися мыслями. Общий интеллектуальный и эмоциональный фон сновидений достаточно средний, хотя бывают исключения.

7. Сновидения не составлены из механически перемешивающихся воспоминаний, хотя это было бы довольно правдоподобно.

8. Сновидения – продукт интеллектуальной деятельности, хотя и бессознательной.

9. Наличие сновидений показывает, что сознание человека, его возможности шире тех, что проявляются в состоянии бодрствования. Есть способность к «расщеплению» сознания и его «игре за разные персонажи», есть способность к бессознательной творческой деятельности.

Какие же выводы? Зачем нужны сновидения естественному автомату, каким является человек по представлениям материалистов? Как они возникли в процессе эволюции и закрепились в результате естественного отбора? На реализацию функций сознания, способного к формированию сновидений, потребуется дополнительная и довольно значительная память, дополнительные средства переработки информации. Но сновидения практически никак не влияют на реальную жизнь. Зачем затрачивать огромные ресурсы на реализацию бесполезной функции? На эти вопросы вряд ли кто-нибудь ответит. Трудно представить, что частицы материи, действующие по физическим законам, способны вызвать к жизни столь сложное явление.

Простая логика здесь требует рассмотрения другой гипотезы, объясняющей мироздание, – теистической гипотезы. Согласно ей Творец создал весь наблюдаемый нами мир и души людей, которые воплотились в физические тела. Душа подобна музыканту, играющему на некотором «музыкальном инструменте» – человеческом теле. Одним этим предположением мы не раскрыли все тайны сна и сновидений, но все же картина этих явлений становится более ясной и осмысленной. Душа, как музыкант, играет главенствующую роль по отношению к инструменту – телу. Она руководит им, играет на нем. Но эта игра может быть разной. Например, скрипач играет обычно на скрипке посредством смычка. Если он отложит его в сторону, то скрипка становится уже несколько иным инструментом, больше похожим на гитару. Из него можно извлекать звуки, ущипнув струны пальцами, что иногда и делают скрипачи. Так и тело в состоянии сна представляет для души другой инструмент, на котором она играет по-другому, совершенно непонятным бодрствующему человеку способом. Возможны, конечно, и другие объяснения, связанные, например, с временным или частичным выходом души из тела.

Страница 11