Добротолюбие. Том IV - стр. 58
1) Благословен Бог, по преизбыточеству милости человеколюбия Своего призвавший нас званием святым, по предведательному совету Своему, во святой схиме сей предаться Ему всецело, и всецело себя посвятить на ближайшее и приискреннейшее работание Ему и Ангело-подражательное славословие, – и тако сердца наши расположивший отрещися от родителей, родных, отечества, и всего такого другого и взять на себя благое и спасительное иго Его, – и наше смирение сподобивший соединиться с вами в сожизние и сожительство, не с тем, конечно, чтоб руководить и пасти вас, о чем я и думать не дерзал, хотя так случилось. Радуйтесь же всегда о Господе, чада возлюбленные, радуйтесь, граждане небесные и изгнанники земные, жители Вышнего Иерусалима и пресельники от зде, наследники Царства Небесного и безнаследные лишенники земных благ. Радуйтесь, скорые шественники путем изгнания и страннического злострадания ради Заповеди Божией. Радуйтесь, последние по-мирски, но обладатели блага паче ума. Радуйтесь, доброе и богособранное содружество, единодушный и единосердечный, отцелюбивый и братолюбивый собор, другой на земле ангельский лик, обновители древнего жительства всепреподобных отцов наших. Радуйтесь, работники Божии, трудники, день и ночь делающие своими руками, чтоб не отягчить кого, и не только себя самих довольствовать, но и немощнейших из братий, и нуждающих из внешних. Радуйтесь, неразрывное передовое своинство, богоначертанный лик которого не расстроили ни угроза царя, ни страх князей, ни чаемая смерть. Радуйтесь, друг другу сорадователи, из коих каждый благоприятное брату своим почитает, и между коими нет ни зависти, ни рвения, ни соперничества, но господствуют мир, любовь и единожизние. Говорю так не потому, чтоб мы не испытывали браней: ибо кто венчается, если не боримый и противоборствующий, если не приемлющий стрелы и ранящий бросающего оные, – но потому, что не падаем под сатанинскими ударами. Воистину, чада мои богособранные! Вы питаетесь дарованием Духа, пьете воду, Господом подаемую, коей причастником соделавшийся не вжаждется вовеки, но будет она ему источником воды текущия в живот вечный (Ин. 4, 14, 15).
2) Зима настала, а обиталищ у нас немного, и те плохи и тесны. Но не падайте духом; ибо несмотря на то, вы просторны в добродетели и в сем отношении досточудны, ни во что вменяя прискорбное, хотя оно прискорбно, и об одном том заботясь, чтоб всегда делать угодное Богу. К тому же, если воспомянем древних свв. отцов, или даже и ныне подвизающихся, то найдем, что живем в палатах. Не видите ли, что и ныне рабы Божии одни живут на открытом воздухе, другие затворяются в пещерах и гробницах, иные носят вериги и едят очень мало, довольствуясь одним хлебом, а то и от него воздерживаясь и удовлетворяя потребность эту древесными плодами через день? Так воистину делается и ныне. Но и вы не печальтесь; ибо никак не окажетесь позади них, а равными им будете признаны или даже высшими их, как уверяют отцы, только будьте всегда неленостны и доброхотны на всякое дело. Разгорайтесь ревностию еще и еще, крепитесь и мужайтесь паче и паче. Повергайте врага долу, попирая его смирением вашим, мечом исповедания, ножом послушания. Солнце правды всегда да сияет в сердцах ваших, отгоняя тему страстей; ибо когда оно взойдет, звери уберутся к себе