Добротолюбие. Том IV - стр. 54
39.
Предзрите Господа пред собою, да не подвигнетесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе и паче о Страшном Суде и его решении. [1, 43]
Храните между собою любовь в союзе мира, и имейте Господа, яко одесную вас сущего, да не подвигнетесь ни к похоти, ни к гневу, ни к зависти, ни к смеху, ни к празднословию, ни к другому чему, чрез что можете попасть в какую-либо петлю пленки адской, которая как бы ни была мала, может удержать вас во власти ада. Помните, что говорит св. Дорофей?! Орел, говорит, пусть весь свободен и только одним когтем зацепился, все же в сети есть, и ловец без труда или берет его или подстреливает. Внимайте же себе и нудьте себя; ибо нудящих себя есть Царствие Небесное. – Какой страх и трепет имеем мы сретить во исходе своем, если будем нерадиво проводить жизнь свою, особенно же в тот страшный день, когда Архангелова труба возбудит всех людей, – всякий народ, всяко колено и всяк язык?! Помыслите, что будет тогда? Небо раздерется; стихии сгорят; вся тварь изменится. Судия всех воссядет на престол суда, и несметные тьмы св. Ангелов станут окрест Его, потом пред всеми обличая дела, слова и помышления каждого, по роду их, по лицу, по месту, по времени и по образу совершения, – и все сие в одно мгновение; наконец отыдут, говорит Писание, сотворшие благое в Жизнь Вечную, а сотворшие злое в муку вечную, где плач и скрежет зубов, огнь неугасающий и червь неусыпающий, и сообщество страшных, безобразных и всезлобных демонов. – Куда же мы пойдем? – В Жизнь Вечную, для вечного пребывания с Господом, если до конца жизни сохраним страх Божий и любовь к Богу, такую, чтоб из сердца нашего взывалось: кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. 8,35).
40.
1) Страх Божий отвращает мечи врага нашего. – 2) Переносите оскорбления. – 3) Не хвастайте внешними преимуществами, но будьте смиренны и покорны. – 4) За это будете с мучениками. [1, 44]
1) Из долговременного опыта вы вполне познали богоугодный образ жизни в иночестве. Не колеблитесь же отнюдь и не выступайте из доброго разумения вашего. Любите заповеданное вам и соблюдайте то во всем; пребывайте и в любви ко мне, как я люблю вас паче всего на свете. Но у врага много обходов, и он удобно сеет между нами и в нас зло. И те только, которые проникнуты страхом Божиим, далеко от себя отвращают мечи его ослабевшие вконец, по священноглаголивому Давиду (Пс. 75, 4; 88, 44), бодренно предаются подвигам благочестия и всеусердно прилежат небесным созерцаниям и деланиям.
2) Вот я, как бы вместе с вами суще, вижу и слышу, как исторглось жестокое слово против кого-либо из братий, – укор, поношение, или другое что. Но ты, брате мой, прияв такое оскорбление, не превращайся в зверя лютого и не малодушествуй; будь тверд и непоколебим. Ибо поношение и посрамление падают на того, кто изрыгает их, а кто бесстрастно принимает их, тому принадлежит победа; он является человеком Божиим, а тот – рабом неключимым, губящим себя в час оный.