Добротолюбие. Том IV - стр. 38
6) Кто, не подвизавшись, венчается? Кто, не злопострадав, упокоевается? Кто собирает плоды жизни, не насадив и не возрастив добродетелей в душе своей? Насаждайте, прививайте, трудитесь, потейте, чада мои, делатели Божии, подражатели Ангелов, соревнователи бесплотных! Не видите разве конца подвигов? Не часто разве умирают братия? Не каждый ли день совершаем надгробные над почившими пения? Зачем же убиваешься скорбию ты – малодушный? Придет и к тебе смерть. Не ныне, – завтра умрешь. С какою и коликою радостию изыдешь ты из мира сего и взыдешь на небеса, к Богу, во свет неприступный, в радость неизглаголанную, в славу недомыслимую, в скинии ангельские, во дворы Господни, в Церковь первородных, в лоно Авраамово? И кого узришь ты там? Господа Бога Спасителя нашего, Матерь Божию, Владычицу мира, Бесплотные Силы, Херувимов и Серафимов и все чины святых апостолов, пророков, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, им же несть числа. Ужели это не восхищает тебя, не воодушевляет и не ставит выше всякого труда, всякой скорби и неприятности?
26.
1) С высоты иноческого жития воззрев на мир, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего. – 2) Затем, на себя обращая взор, видите те же предметы (родителей, родных, имение и прочее), только в божественном ублажающем качестве; теките же добре, да постигнете. – 3) перечень возводящих горе – доброт, и низводящих долу – худостей. – 4) Сетование о монашеских неисправностях. [1, 29]
1) Начну ныне мое вам наставление апостольским возглашением: радуйтеся всегда о Господе (Флп. 4, 4). И как не радоваться вам и не ходить в веселии, когда вы от предведательного и предопределительного призвания все в премудрости своей устрояющего Бога сподобились быть приняты в сию Евангельскую схиму и теперь, сидя на возвышенном некоем обзорище высокого жительства, смотрите на ничтожные и долу преклонные человеческие суеты, волнующиеся как на море и с места на место переносимые туда и сюда носящимся непостоянным движением вещей. Ничего там, как видите, нет твердого, ничто не держится в одном положении; но и цари пременяются, и князи падают, и властители земли, как люди, умирают, брачущиеся мало-мало что и разводятся, оставляя и оставляемы будучи; красота увядает, юность быстро пролетает, наслаждение скоро преходит, всякое стяжание исчезает, как тень и сон; плач и биение в грудь при расставании с умершими, уныние и отчаяние при разлучении с любимыми, мука невыносимая при неудачах в искании желаемого или брака, или чина, или стяжания, или утех и наслаждений, терзание от зависти и ревности, от случайных унижений и посрамлений, – и проч. и проч.