Добротолюбие. Том II - стр. 2
1. Цель и конец подвижничества.
2. Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.
3. Борьба плоти и духа.
4. Общее очертание страстей и борьбы с ними.
5. Борьба с восемью главными страстями:
а) с чревоугодием
б) с духом блуда
в) с духом сребролюбия
г) с духом гнева
д) с духом печали
е) с духом уныния
ж) с духом тщеславия
з) с духом гордости.
6. Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.
7. Борьба со всякого рода скорбями.
8. О Божественной благодати и свободном произволении как производителях духовной жизни.
9. О молитве.
10. О руководстве в духовной жизни.
11. О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.
12. О конце покаянных трудов.
Святого Иоанна Кассиана обозрение духовной брани
1. Цель и конец подвижничества (Соб. 1-е)
1. Все науки и искусства имеют свою цель (scopon) и свой конец (telos), – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно переносит все труды и издержки. Так земледелец, терпя то зной, то холод, неутомимо распахивает и разрыхляет землю, имея целию, – очистив ее от всякого стороннего сора, сделать плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет конца, т. е. получения обильной жатвы для содержания себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого неутомимо и с удовольствием подъемлем мы все труды, – ради которого не тяготит нас скудость питания постнического, веселит изнеможение от бдений, всегдашнее чтение Писаний с размышлением не знает сытости, и не страшат ни непрестанный труд, ни обнажение от всего и скудость во всем, ни даже ужасы этой безмерной пустыни.
2. Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой не возможно достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от нее, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой.
3. Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго Христово говорит: имате плод ваш во святыне, кончину же – жизнь вечную (Рим. 6, 22). Этим он сказал как бы: цель ваша – в чистоте сердца, а конец – Жизнь Вечная. Итак, что может нас направить к сей цели, т. е. к чистоте сердца, тому мы следовать должны всею силою, а что отвлекает от нее, того избегать, как гибельного и вредного. Ибо для нее все подъемлем мы и делаем; для нее оставляются родители, отечество, чины, богатство, утехи мира сего и все удовольствия, – чтоб, т. е. сохранно удерживать постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда иметь во внимании эту цель, то все действия наши и помышления будут направляться прямо к достижению ее. Если же она не будет неотходно стоять пред очами нашими, то все труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это, напрасно будут иждиваемы.