Дивный новый мир финансов - стр. 2
В заключение хотел бы сказать, что когда пытаешься осознать те тектонические изменения, которые сегодня происходят в мире финансов, то невольно вспоминаешь описания тех обществ будущего, которые содержатся в романах-антиутопиях Евгения Замятина, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла, Рея Брэдбери. И вот на наших глазах происходит практическое осуществление всех этих антиутопий, причем «хозяева денег» через подконтрольные им СМИ и послушных им политиков убеждают нас, что в мире завершается строительство «земного рая», «дивного нового мира». Напомню, что наиболее известным произведением английского писателя Олдоса Хаксли является роман «О дивный новый мир» (1932), причем название пронизано иронией и сарказмом. Приведу лишь один фрагмент из романа:
«Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый. Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность – это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство».
Вот я и решил назвать данный сборник по аналогии с романом Хаксли: «О дивный новый мир финансов». Понятно, что речь идет действительно о новом мире, но он уж очень похож на электронно-банковский концлагерь. С его добровольным рабством, которое, как пишет О. Хаксли, обитатели концлагеря даже любят.
Уже коль скоро мы заговорили об утопиях (и антиутопиях), то уместно вспомнить слова русского философа Николая Бердяева, написанные в 20-е годы прошлого века: «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления <…> Утопии осуществимы. <…> Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу» (сборник «Новое средневековье», Берлин, 1924 год).
И опять вернусь к роману О. Хаксли. Управитель Западной Европы Мустафа Монд, один из десяти человек, представляющих реальную власть в мире, отправляет главного героя Бернарда Маркса в далекую ссылку, за пределы «дивного мира». Мустафа Монд с высоты своего положения прекрасно понимает, как устроен весь мир – и «дивный», и «прочий». И вот его мысли вслух по поводу ставшего «изгоем» Бернарда Маркса: «Имей он хоть крупицу смысла, он бы понял, что наказание его является, по существу, наградой. Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему-либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что-то представляет».