Дивлюсь я на небо… Роман
1
Выдача паспортов в СССР началась в 1932 году (Постановление СНК СССР от 27 декабя 1932 года «О выдаче гражданских паспортов на территории СССР»). Паспорт выписывали на основании Свидетельства о рождении, Удостоверения личности (введены в 1924 году), профсоюзной книжки. При отсутствии документов паспорта выдавали при подтверждении личности кем-то из граждан – соседи, сослуживцы, управдом. Поэтому графы «национальность», «социальное положение» и пр. могли быть записаны со слов. Военным, инвалидам и жителям сельской местности паспорта не выдавали. Так же вводилась обязательная прописка паспортов.
2
Договор о дружбе и торговом сотрудничестве между СССР и Польшей был заключен 15 июня 1931 года.
3
В начале тридцатых годов рабочих привлекали к службе в ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР) в качестве должностных лиц в исправительно-трудовых лагерях и поселениях. В 1930 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) о направлении на учебу с последующим зачислением на службу в органы госбезопасности 1000 передовых рабочих-производственников. В 1930—33 годах была создана центральная школа на основании разработанной системы подготовки командных, политических и технических кадров. Обучение проводилось от 3-х месяцев до 2-х лет.
4
Отчество Михаила Войтковского неизвестно
5
Должность Александра точно не известна, потому это лишь предположение, основанное на следующем: рабочих, окончивших спецкурсы ОГПУ направляли в ИТЛ и ТП (исправительно-трудовые лагеря и трудовые поселения) сроком на три года на должности начальников лагерей, комендантов, начальников районной, участковой, поселковой комендатур ОГПУ, в том числе и в Уссурийский край (место службы – это биографический факт), – где в 1933 году силами заключенных и поселенцев прокладывали вторые пути Транссибирской железнодорожной магистрали.
6
Название станции дано согласно воспоминаниям А. А. Войтковского
7
Инородцами называли русские путешественники аборигенов Дальнего Востока.
8
Удэ, удэге – удэгейцы – коренная народность Уссурийского края, которые живут в тайге на притоках Уссури – Хор и Билим. В. К. Арсеньев назвал их «лесными людьми». Промышляют охотой и рыбалкой.
9
Васко, Васко абуга- имя Васко, Вася – перефразированное русское, такие начали давать после установления советской власти. Абуга – отец с удэгейского. У коренных народов Приморья вслух можно было произносить только имя ребенка или молодого человека. Поэтому к старшим обращались как «отец Васко», «дед Васко» или мать, бабушка Васко. По поверьям удэгейцев, взрослый скрывает свое имя, чтобы обмануть злых духов. По этой же причине за всю жизнь удэгейцы несколько раз меняли имена. При обращении к удэгейцу часто произносилось родовое имя, как Ёминка, которое означает, что этот род идет от тигра или по прозвищу, как Тибеула, что от Тибеу – стриж. Давали такое имя ловкому, быстрому, как стриж человеку.
10
Унты – невысокие сапоги с узкими носами, сшитые из кожи оленя. Украшались национальными орнаментальными вышивками.
11
Куты-Мафа, Амба, Хозяин тайги – так удэгейцы называют тигра. Приставка «мафа» – уважительное обращение, как к старшему.
12
Панты оленя – молодые рога оленя. Считаются сильным тонизирующим средством. Используются местным населением в виде порошка, часто в смеси с порошком корня женьшеня – растения семейства аралиевых, обладающих многочисленными лекарственными свойствами и добываемого в тайге.
13
Удэгейские лыжи подбивают камусом – оленьей шкурой – так, чтобы по ходу движения лыжи хорошо скользили, а в обратную сторону ворс не позволял. Носки лыж загнуты вверх.
14
Чумашкой удэгейцы называют черпак, обычно сделанный из бересты.