Размер шрифта
-
+

Дивеево. История места и святынь. Наставления святых. Современная жизнь - стр. 7

Сведений о местах и времени странствований матери Александры, не сохранилось, во всяком случае, мемуаристы (отец Василий Дертев, отец Василий Садовский, Н. А. Мотовилов) не упоминают об этом. Путь ее, однако, был достаточно долгим: из Киева на северо-восток, в район современной Владимирской и Нижегородской областей. Предположительно около 1760 года она оказалась в г. Муроме, откуда отправилась в Саровскую пустынь, уже хорошо известную, как мы видели выше, и строгостью устава, и богоугодной жизнью братии. В 12 верстах от Сарова, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивееве. Место привлекло ее живописностью и тишиной. Берег речки, на котором расположилось село, был высок, и с возвышенности открывался прекрасный вид. Мать Александра, будучи подвижницей-монахиней, нашла для себя место отдыха – возле небольшой деревянной церкви, на лужайке, раскинувшейся под стеной со стороны запада. Как свидетельствуют протоиерей Василий Садовский и Н. А. Мотовилов, усталая, матушка уснула, сидя на бревнах, и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и слышать от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе, живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»[3]

Далее «Летопись» рассказывает: когда видение окончилось, мать Александра проснулась, оглядела местность и начала горячо молиться. Она отправилась в Саровскую пустынь в надежде, что известные святостью жизни старцы, подвизающиеся в этом монастыре, помогут ей духовными советами и наставлениями. Обитель произвела сильное впечатление на мать Александру своим местоположением и величественностью: среди дремучего соснового леса, на горе, омываемая с трех сторон речками Сатисом и Саровкою, уединенная от людских жилищ, стоящая как величественный памятник Господу и Его Пречистой Матери. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» говорится, как познакомившись со здешними подвижниками, «она открыла им душу свою и попросила от них, так же как и от Киево-Печерских старцев, совета и вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы подтвердили ей слова и пояснения рабов Божиих Киево-Печерских иноков и также посоветовали всецело предаться воле Божией и исполнять все ей указанное Царицей Небесной. Насладившись беседой и молитвами в Сарове, мать Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собралась переехать на жительство в Дивеево. “Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!..” – сказала ей Владычица».

Страница 7