Дивеево. История места и святынь. Наставления святых. Современная жизнь - стр. 18
Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Мать Александра (Мельгунова) была старше Преподобного Серафима Саровского на три десятка лет. Их общение длилось одиннадцать лет до смерти матушки в 1789 году. Еще в первые годы испытания отец Серафим понимал, что мать Александра – человек Божий. Он видел, как ее чтит его наставник – отец Пахомий, саровский игумен. Дивеевским сестрам преподобный Серафим говорил: «Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность ее здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в теплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слез! Великая и святая жена была она, матушка Агафия Симеоновна, вельми великая и святая!»[22]
Отец Серафим знал, что когда-нибудь мощи матери Александры будут открыты, и просил сестер каждый день кланяться ее могиле со словами: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»[23]
Преподобный Серафим, в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье. С детства он мечтал посвятить себя Богу, и поэтому уже в молодых годах желал уйти в монастырь. Глубоко верующая его мать Агафия благословила его распятием, которое он всю жизнь носил на груди. Прохор отправился пешком из Курска в Киев на поклонение мощам святых угодников, а там получил благословение Печерского старца Досифея идти в Саров, куда прибыл в возрасте 24 лет и начал свой подвижнический путь, со временем став величайшим из святых послепетровской России.
Спустя восемь лет пребывания в Саровской обители, Прохор в 1786 году принял иноческий постриг с именем Серафим («пылающий»), как нельзя лучше выражавший желание служить Господу. В скором времени он был рукоположен в иеродиакона, а через шесть лет во иеромонаха. Став монахом-священником, отец Серафим решил уединиться в скиту в пустыне для полного соединения с Богом. К пустынничеству он испытывал особую тягу. На этот высокий подвиг незадолго до своей кончины его благословил настоятель Саровской обители Игумен Пахомий. Но отец Серафим, ухаживая за больным отцом Пахомием, заметил, что игумена мучает еще какая-то печаль. «О чем, отче святый, так печалишься ты?» – спросил отец Серафим. «Я скорблю о сестрах Дивеевской общины, – ответил старец Пахомий, – кто их будет назирать после меня?»