Размер шрифта
-
+

Диоптра, или Духовное зерцало: Сборник душеполезных поучений и благоговейных размышлений из древних аскетических сочинений, составленных по их руководству - стр. 28

Ты – начальник? Шествуй же вперед, тогда и подчиненные последуют за тобою. Но ты стоишь неподвижно, а другим повелеваешь идти: или не знаешь, что дела делам подражают, а не словам, что более возбуждают дела, нежели слова? Христос Господь, как добрый начальник, прежде начал творить, а потом учить, как повествует евангелист Лука (см. Дели. 1,1).

Не сокрушай главы своей и других великим криком, когда жизнь проводишь развращенную, ибо чудовищно, чтобы язык был длиннее рук. На то язык и меньше руки, что Бог хочет, чтобы ты меньше говорил, а больше делал. Многие властелины и проповедники много повелевают, а об исправлении своей жизни мало помышляют. Кто поучает других добродетели, тот должен сперва на себе показать опыт добрым житием, если хочет, чтоб другие поступали по его научению. Христос, прежде нежели начал проповедовать Свое учение народу, сначала сорок дней и сорок ночей постился в пустыне (см. Мф. 4, 2). Если твоя жизнь зазорна для других, то и учение твое не должно ли естественно подвергнуться презрению? Сам старайся быть исправнейшим в служении Богу и увидишь, что этим ты более принесешь пользы твоим подвластным, чем долгими и многовитийственными словами.

Итак, видишь, сколь велика суетность тех, кто ищет начальства и власти, обладающие которыми должны будут отдать отчет за души подчиненных. Не безумец ли ты, если желаешь такое тяжкое бремя возложить на себя? Начальники и властители весьма редко слышат что-либо, кроме ласкательства и лжи, да и то более от тех, которые заочно о них самих судят и осуждают их поведение. А что хуже того, как никогда не слыхать правды? Начальников и вельмож всегда окружают ласкатели, выхваляющие их пороки и одобряющие все их поступки. Но, помимо всех этих несчастий, размысли и о том строжайшем суде, который Бог учинит вельможам и начальствующим, по написанному: Сильный сильне истязани будут (Прем. 6, 6). Если бы и другого ничего не было, кроме сего, то и одного этого довольно, чтобы прийти к убеждению избегать начальства всеми силами, насколько это возможно. Завтра (рано или поздно) наступит твой последний день, а там, по неложному свидетельству Священного Писания, ты будешь судиться судом неумытным. Что сего страшнее? Веруешь ли сему или считаешь безрассудно шуткой то, что говорит Дух Святой? Если ты христианин и веришь Богу, то к чему такая бесчувственность в тебе, за которую ты судим будешь наистрожайше? Слепота неслыханная, заблуждение нетерпимое – человеку смертному и грешнику желать взойти в суд с Богом! Посему не должно безрассудно стремиться к начальству и власти и надмеваться ими пред другими и самим собой.

Страница 28