Диагностика в тибетской медицине - стр. 5
Три конституции человека
Согласно тибетской медицине причина всех заболеваний кроется в нарушениях равновесия между тремя регулирующими системами организма, обозначенных как Желчь, Слизь и Ветер. Их называют конституциями, или доша. «Пока в доша нет изменений, они не проявляют себя как причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, они делаются сутью болезней». «Не бывает болезней, не вызванных доша» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений).
Этот основополагающий принцип явился итогом длительных наблюдений, в результате которых было обнаружено, что не все люди одинаковы и что существуют определенные группы людей со схожими чертами характера, пристрастиями в еде, образом жизни, мыслей, поведением, физическими и внешними данными. Так, эмпирическим путем, все люди были разделены на три группы.
В этом тибетская медицина восприняла опыт аюрведической школы и ее концепцию о трех доша, или первоосновах жизни – Вата, Питта и Капха. С другой стороны, нетрудно заметить аналогию с классификацией Галена-Гиппократа, согласно которой люди делятся по своему психотипу на четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Холерики соответствуют типу Желчь, флегматики и меланхолики – типу Слизь, а сангвиники – типу Ветер. Однако тибетская медицина пошла дальше античной, соединив психотипы с физиологией. Для каждой группы людей она выяснила, какое у них пищеварение, цвет кожи, мочи, какой пульс и какая кровь, как связаны эти типы с возрастом и какие заболевания характерны для каждого из них.
Так, для легко возбудимых, подвижных людей худощавого телосложения (Ветер) характерными оказались заболевания, связанные с возбуждением или угнетением нервной системы, склонностью к депрессии, нарушению сна.
Для раздражительных, вспыльчивых и решительных людей с горячим и плотным телом (Желчь) характерны сердечно-сосудистые заболевания, болезни желчевыводящих путей и пищеварительной системы в целом.
Для медлительных, массивных, терпеливых и добрых людей с прохладной кожей и отечными суставами (Слизь) – нарушения обмена веществ, болезни суставов, аллергии, астма, опухоли, сахарный диабет, ожирение, зоб и т. д.
Все это имело огромное значение для установления причин заболеваний. Диагностическая наука в тибетской медицине развивалась накопительным, эмпирическим путем на основе практического опыта. Этот процесс был длительным, но при этом максимально продуктивным. И сегодня мы можем видеть, что в то время как на Западе количество хронических больных нисколько не уменьшается с годами, в Тибете, стране с куда более низким уровнем благосостояния, продолжительность жизни оказывается весьма высокой. То же касается и Китая.