Диагностика в тибетской медицине - стр. 19
Привычки, привязанности – это та сила, которая делает человека больным и препятствует его выздоровлению. Это то, против чего должны объединиться врач и пациент.
Болезнь сигнализирует о том, что человек должен изменить свою жизнь и измениться внутренне. Между тем химические препараты аллопатической медицины, устраняя или заглушая симптомы, но оставляя при этом болезнь незатронутой, могут создать у него иллюзию, что можно ничего не менять в своей жизни, а утраченные функции организма заместить действием препаратов.
Возникновение любой болезни имеет свои причины и предпосылки. При этом в аллопатической медицине многие заболевания считаются полиэтиологичными, то есть возникающими в силу множества факторов. В частности, до конца не выяснены причины таких заболеваний, как ревматоидный полиартрит, системная красная волчанка, склеродермия, рассеянный склероз, миастенический синдром, рак и др. Говоря о том, что заболевание имеет полиэтиологичный характер, врач аллопатической медицины подразумевает, что пусковым механизмом этого заболевания могла послужить, например, банальная простуда или ангина. При этом он ничего не утверждает с уверенностью и вообще интересуется не столько происхождением болезни, сколько тем, как подавить ее симптомы.
В противоположность этому тибетская медицина располагает глубоким пониманием общих причин возникновения всех без исключения болезней, рассматривая их как нарушение равновесия в единой жизненной системе, которую представляет собой организм. «Нормальный человек, у которого в теле нет никаких изменений, должен жить долго и без болезней» («Чжуд-Ши»). Выше было сказано, что основу жизнедеятельности организма составляют три регулирующие конституции, или доша, – Слизь, Желчь, Ветер. Равновесное состояние этих трех конституций при условии нормального выведения нечистот называется гомеостазом и означает здоровье и отличный иммунитет. Соответственно любая болезнь, как нарушение гомеостаза и иммунитета, происходит по причине возмущения той или иной конституции или нескольких конституций. «Не бывает болезней, не вызванных доша», – говорится в трактате «Чжуд-Ши» (Тантра Объяснений).
Внятное представление об организме как о едином целом определяет с самого начала последовательную и обоснованную классификацию болезней, в которой нет места для «неясных причин» и туманных объяснений. Поэтому врач тибетской медицины, используя методы диагностики, способен точно установить причину болезни. Для этого у него есть все необходимые средства – опрос, осмотр и пульсовая диагностика.