Девятиэтажка - стр. 27
– И что? – пожал плечами Вадим.
– По Кёлеру самый каноничный пример гештальта – это мелодия. Ты узнаешь её даже при изменении темпа или тональности, потому что суть мелодии – самое основное – уже есть в твоём сознании. Смекаешь? Сами ноты могут менять гамму, в которой играются. Мелодия может исполняться на разных инструментах, даже некоторые ноты могут меняться местами, изменяться с четвертей на восьмые, но по в итоге всегда останется сама собой – гештальтом.
– Как это, твою мать, связано с тем, что меня сначала чуть не задушил год назад суициднувшийся товарищ, а потом я, не контролируя своё тело, чуть не задушил одноклассницу? – почти проорал Вадим.
– Они твои гештальты, – как само собой разумеющееся сообщил Хрущёв и пожал плечами.
– Типа они… части моего сознания? – нахмурился Вадим.
– Можно сказать и так, – покачал головой Хрущёв. – Любой объект в твоём сознании определяется гештальтом. Мозг осознанно или рандомно выбирает самые яркие черты объекта и создаёт из них гештальт. Воображая любого из своих знакомцев, мы визуализируем их ярчайшие черты внешности или характера. Мозг – ленивая тварь, и считает, что ярчайших элементов достаточно, чтобы описать объект, даже если этот объект – человек.
Вадим бросил взгляд на Анин дневник и вспомнил её сетования о том, она уходит из жизней людей, ничего не оставляя взамен. Как будто она боялась не оставить гештальта в сознаниях исчезнувших из поля видения друзей и любимых.
– И всё вокруг, – Вадим обвёл рукой комнату, – только в моём воображении?
– Кто знает, – Хрущёв меланхолично жевал.
– Может быть, я умер? – Вадим осмотрел свои руки, будто опасаясь увидеть на них трупные пятна.
– Мы все мертвы с рождения в некотором смысле.
– Твои объяснения не помогают, чувак. Ты давно з десь? Чем занимаешься всё время?
– Обычно просто… наблюдаю. И наслаждаюсь жизнью. Но это когда удаётся найти что выпить на кухне.
Тут вновь послышались стуки со стороны комнаты Эльдара. Вадим подскочил на месте, а Хрущёв неторопливо поднялся, осмотрелся, и найдя новую вазу, на этот раз хрустальную, разбил её о край стола, сделав себе уродливую «розочку».
– Про этого господина ты говорил, как про суициднувшегося друга? – уточнил Хрущёв.
– Да. Валим отсюда.
– Стой. От гештальтов нельзя убегать. Поэтому я и вернусь в квартиру 144.
– Что за бред? Почему нельзя?
– Единственный способ избавиться от гештальта – встретиться к ним лицом к лицу. И победить его или умереть.
– Но мы можем выиграть время, если уйдём! У меня руки почти не двигаются!
Несколько тяжёлых ударов – и стул, не выдерживая, отлетает, а дверь повисает на одной петле. Эльдар неторопливо заходит в комнату, покуривая сигарету. Вадим вспомнил, что при жизни бесило его пуще всего в товарище – привычка не гладить рубашки. Вот и теперь Эльдар вышел в до смерти измятой серой рубашке.