Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом - стр. 66
Врачи Шаболовской лечебницы во дворе дома персонала. Фото из коллекции автора
Сохранившееся здание хирургического корпуса Шаболовской земской лечебницы. Фото автора, 2000 г.
Сохранившееся здание лечебного корпуса Шаболовской земской лечебницы. Фото автора, 2000 г.
В 1903 г. в лечебнице «окончена постройка каменного хирургического барака о четырех палатах на 12 кроватей и приступлено к устройству полей орошения»[172]. Позже появился и родильный дом, и в 1914 г. в Шаболовской лечебнице, кроме 2 врачей, было уже 3 акушерки и 2 фельдшерицы.
Шаболовская лечебница не прекратила своего существования и в советское время, по-прежнему обслуживая все соседние селения. В ней работали все те же хирургический и инфекционный бараки, роддом и, конечно, амбулатория, которая со временем стала называться поликлиникой. Зюзино росло, хотя в 1920-х гг. уже не было административным центром. При переписи, проводимой в 1930-х гг., в селе было записано 251 домовладение – больше, чем во всех окрестных деревеньках, вместе взятых. И больницу, которая издавна тянула к селу, в быту нередко называли Зюзинской. Только в начале 1960-х гг., когда столица расширила свои границы и Ленинский район, в числе многих окрестных районов Московской области, вошел в состав Москвы, больницу закрыли. Все селения посносили, и на их землях уже с 1961 г. началось массовое строительство. А в новых кварталах предусматривались новые современные поликлиники и больницы, рассчитанные на будущее население.
Два здания бывшей больницы еще стоят на задах строящейся станции скорой помощи. И на месте снесенного больничного парка разместились ныне медицинские учреждения. Крепка традиция.
Поющее село
Зюзинские свадьбы игрались всем селом, как одной семьей. Что, впрочем, так и было: сельчане либо имели общих предков, хоть и забытых, отдаленных многими поколениями, либо породнились, переженившись на памяти дедов-прадедов.
Весть о сватовстве вмиг разлеталась по селу, и все знали – предстоит свадьба. Непременные девичники с песнями провожали невесту в супружескую жизнь. За свадебным столом по древнему обычаю молодых усаживали на шкуру, а девушки водили для них в горнице хороводы. Девушки же будили песнями молодых поутру после брачной ночи. А потом молодых рядили ряженые. Из конца в конец села проводили они молодых с толпой гостей и ядреными солеными частушками раззадоривали юных супругов, вдохновляя их на продолжение рода. Ряженых всегда было много. Самые заводные напяливали на себя вывернутые мехом вверх полушубки и звериные морды или какие-нибудь театральные костюмы из клуба, а то и попросту переодевались – мужчины в женщин (или наоборот) и гримировались до неузнаваемости углем и помадой. Приплясывая и горланя частушки, ряженые вели молодоженов в новую жизнь, к семейному очагу, у которого им предстояло «плодиться и размножаться». Они видны и на фотографии 1952 г.